Что скрывает ложь: Почему мы верим экрану? Часть1

Мир за плоскостью экрана - выдумка. Нередко полностью синтезированная с помощью самых изощренных технологий обмана. И мы это отчетливо осознаем. И тем не менее мы смотрим на полотно экрана и чего-то ждем от него. И желательно, чтобы это что-то было как можно неожиданнее...

Что мы вкладываем в понятие "интересно"

Из практики известно, что три главные составляющие успешного фильма это интересная история, интересный мир и интересный герой. Вот все три наших интереса. Или хотя бы два. Ну, или хоть один!

Почему нам так важно, чтобы было "интересно"?

Как-то известного английского писателя Гилберта К. Честертона спросили какую книгу он взял бы с собой на необитаемый остров. Честертон ответил: "Пособие как построить лодку". Эта история рассказывается как анекдот. То есть ответ Честертона парадоксален и поэтому вызывает улыбку. Но, в то же самое время, этот ответ наиболее рациональный. Так почему же "правильный" ответ вызывает улыбку? Потому что мы не ждем его. Он настолько стереотипен, что оказывается совершенно неожиданным. Нам всем понятно, что это пособие на необитаемом острове будет самым необходимым среди книг. И это само собой подразумевается. А мозг ожидает чего-то нового.

Посмотрим на "интересно" с другой стороны. Обычно разочарование от фильма строится на двух ощущениях: или "я все это уже видел" или "наснимали всякого бреда". Эти две крайности можно обозначить как "абсолютно ожидаемое" и "совершенно невозможное". А третий, промежуточный вариант вмещает в себя все наши ожидания, сомнения и недоверие, и массу других чувств. Иными словами он вызывает "интерес".

Как мы поступаем с новой информацией

Давайте попытаемся представить процесс восприятия новой информации в самом общем виде. Я его представляю таким образом. У меня есть мое личное представление о мире, в котором я живу. Я назову его "моделью мира". И есть я сам, индивид, который эту модель использует. Назовем меня "я". При появлении новой внешней информации "я" должно сравнить эту информацию со своей моделью мира и сделать некие выводы. На схеме это будет выглядеть так.

 

В результате проведенного анализа "я" принимает одно из двух решений: или проигнорировать новую информацию или принять.

1. Когда мы игнорируем новую информацию?

Наш мозг отбрасывает новую информацию также в двух случаях. Или тогда, когда она не несет в себе ничего нового или "ни при каких условиях я в нее не поверю". На схеме это вариант с мусорной корзиной.

1.1. Ничего нового тут нет

Каждый из нас не раз видел фильмы, которые не могли дать нам ничего нового. Мы ругаем их за "штампы", "вторичность" и приписываем им массу других грехов, в основе которых лежит тот факт, что из этого фильма мы не вынесем для себя никакого нового опыта. В этих случаях обычно всплывает термин "стереотип", и, как правило, в ругательном значении.

Вот примеры рецензий взятых из инренета (каких фильмов - не важно, важно, чего не нашел зритель):

"Даже сказать нечего об этом фильме... Так все скучно, предсказуемо; никакого развития сюжета; провалы и пустоты в содержании."

"Ужасно скучный фильм. Заметила, что играют все словно для иностранцев: четко, без интонаций произносят слова. Да и сюжет абсолютно предсказуем".

"Фильм скучный, хорошие актеры этого не исправили. Сюжет развивается медленно и предсказуемо".

И так далее. А теперь вариант невозможного.

1.2. Этого не может быть, потому что не может быть никогда

Этот случай полностью противоположен предыдущему. Внешняя информация настолько неправдоподобна, что мы вынуждены ее отвергнуть, то есть мы ей никогда не воспользуемся. И в первую очередь потому, что в ней отсутствует логика. Несколько лет назад я видел сериал, в котором героиня без копейки денег приехала из глубинки поступать в театральное училищее... на своем миленьком красном мерседесике. Или, когда возникает желание сделать историю уж совсем непредсказуемой. Например, мать-одиночка оказывается агентом ЦРУ под прикрытием, завербованным КГБ, но при этом она - мужчина, да еще и инопланетянин, прилетевший на землю с миссией порабощения землян. В какой-то момент мозг отказывается принимать предлагаемые неожиданности и внезапные повороты. 

Опять же почитаем рецензии:

"Сюжет картины интересный, конечно, но какой-то он слишком уж неестественный, на мой взгляд, и неправдоподобный".

"Автор изобрел неправдоподобный сюжет. Бывшие спецагенты (он - теперь врач-невропатолог, она - занята семьей), расставшись с Конторой, решают для себя возможным иногда возвращаться для выполнения острых заданий (плевое дело, как в отпуск съездить проветриться!). И вот вам пожалуйста - некая террористическая группа задумала украсть холерный вибрион и заразить бедняцкий район в Рио-де-Жанейро. По ходу дела в одной террористке вдруг просыпается совесть и она сдает остальных. Описание всех этих передряг скучное, суть интриги повторяется несколько раз и огромным кусками. Нулевой экшн".

"Бесит и раздражает постоянные повороты сюжета, которые, в целом, на основную линию не влияют. Также фильм перенасыщен ляпами и неправдоподобными сценами, которые, даже людям без медицинского образования, режут глаз".

Я здесь привел отказ от принятия истории. Но также все эти рассуждения относятся и к миру и к персонажу. В одной из рецензий нарушения логики мира упоминаются как ляпы. Они также касаются даже просто цельности изображения. Что касается изображения это предмет отдельного обсуждения и ему будет посвящена отдельная статья. 

А теперь давайте обратим внимание на то, что акты принятия решения о ценности информации в данном случае сопровождаются отрицательными эмоциями. Или досадой или раздражением или негодованием. Давайте запомним это. Мы отдельно вернемся к эмоциям несколько позже.

Теперь разберем второй случай.

2. Когда мы принимаем новую информацию

Здесь также присутствует два варианта. Они оба на схеме обозначены обратной стрелкой от "я" к "моей модели мира". Эти варианты также сопровождаются эмоциями.

2.1. Расширение модели мира

В тех случаях, когда внешняя информация дополняет и расширяет мои знания об окружающем мире, я радуюсь, испытываю положительные эмоции, удовлетворение. Здесь можно в качестве примера привести американские ремейки к малобюджетным фильмам других стран. Они в целом повторяют историю, но на визуальном уровне они обычно гораздо зрелищнее, поэтому автоматически собирают любопытную аудиторию. Достаточно упомянуть фильм "Вспомнить все". Другой пример: "бесконечная череда боевиков". Те, кому интересен этот жанр, будут смотреть новые фильмы и получать удовольствие только в том случае, если герои и антагонисты будут изобретать новые фокусы. Те, кому этот жанр не интересен, затруднятся отличить один фильм от другого и обвинят их в бесконечном повторе самих себя.

В одной из статей я писал о любопытстве как о механизме сбора новой информации. Именно любопытство позволяет нам едесекундно наполнять свою модель мира новыми данными. Поэтому любителям боевиков абсолютно точно известно, что герой в конце концов всех победит. Но это не главное. Главное любопытно посмотреть какие новые способы придумал герой, чтобы выкрутиться из безвыходной ситуации.

Отступление: что такое морель мира

В общем виде модель мира (взято из Википедии) представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире. Ее можно разделить на три существенные составляющие: все возможные варианты мест действия, объектов действия и вариантов самих действий. Короче: кто, где, что сделал. И что это нам напоминает? Да - мир, персонаж, история. При этом наш мозг не гнушается никакой информацией, по всей видимости, он считает, что может пригодиться все. Отсюда, например, возникает интерес к различным спортивным достижениям. Не каждый из нас отважится сам лезть по отвесной стене на кончиках пальцев, но наблюдать интересно, потому что это говорит, что есть еще и такие неизведанные возможности действий. Фантастические миры также, несмотря на свою фантастичность, расширяют границы наших представлений о мире. 

Отдельная тема, которую здесь рассматривать преждевременно, но упомянуть необходимо, это стереотип и его роль в формировании и функционировании модели мира.

2.2. Изменение модели мира

В этом случае внешняя информация оказывается настолько значимой, что может полностью изменить уже существующую модель мира, или даже разрушить ее. Маленький ребенок живет среди близких с полном и непоколебимом счестье. Но вот он выходит во внешний мир и, внезапно, получает сильный удар машинкой по голове от такого же исследователя вселенной. И его модель мира существенно трансформируется, он понимает, что в мире кроме бодра существует и зло. Вариант изменения модели мира обычно сопровождается отрицательными эмоциями и проходит болезненно.

Если фильм провоцирует изменение модели мира, то, обычно, этот процесс сопровождается первичным неприятием. И здесь он близок к варианту 2.2. Однако постепенно зритель приходит к согласию с идеями фильма и меняет свою модель мира.

Подведем итоги

Все четыре варианта принятия решения можно условно изобразить вот такой схемой.

Этот механизм я постарался обрисовать максимально просто, без рассмотрения деталей. В следующей части мы рассмотрим уже детали. И в первую очередь что такое стереотип и как он влияет на наше восприятие и принятие решения.

authorКОММЕНТАРИИ
ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика