Визуальные эффекты: закат империи аттракционов?

 

За последние несколько лет количество провалов так называемых «кассовых» картин значительно возросло. Конечно, и раньше картины проваливались в прокате (это вполне естественное явление). Однако, обычно, провалы были связаны с различными причинами. Теперь же просматривается довольно отчетливая тенденция: наличие обильных визуальных эффектов больше не является гарантией успеха фильма.

В приведенной ниже таблице приведены провалы только наиболее дорогостоящих фильмов.  

ФИЛЬМ

БЮДЖЕТ

СБОРЫ

2011

Тайна красной планеты

$175 млн.

$39 млн.

2012

Облачный атлас

$100 млн.

$65,7 млн.

Судья Дредд 3D

$50 млн.

$30,9 млн.

Джон Картер

$350 млн.

$283 млн.

2013

Игра Эндера

$110 млн.

$88,4 млн.

Джек — покоритель великанов

$195 млн.

$197,7 млн.

Неудержимый

$55 млн.

$13,6 млн.

Призрачный патруль

$130 млн.

$78,3 млн.

Одинокий рейнджер

$250 млн.

$260,5 млн.


Кадр из фильма «Джон Картер», одного из самых громких провалов песледних лет.

Причины этой ситуации, по всей видимости, кроятся в том, что зритель устал от фильмов, в которых недостатки истории маскируется наличием визуальных эффектов. Зритель снова хочет интересных историй.

Но значит ли это, что визуальные эффекты отжили свое и их пора выбросить на свалку?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории кинематографа, а вместе с тем и к истории манипуляций киноизображением.

Первый кинотрюк был создан Жоржем Мельесом в 1896 году, через год после официальной даты рождения технологии записи движущихся изображений, называемой «киносъемка». Строго говоря кинематограф как искусство на тот момент еще не существовал.

Манипуляции с киноизображением впоследствии получили название «комбинированные съемки».

Историю комбинированных съемок принято делить на три этапа:

Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Исчезновение дамы в театре Робера Удена»

1896 - 1910-е - этап манипуляций камерой. На этом этапе для достижения того или иного визуального эффекта использовались только свойства камеры.

Кадр из фильма «Новый Гулливер», реж. А. Птушко, 1935

1910-е - 1970-е - этап комбинированных съемок. Комбинированные съемки еще можно было бы  назвать натурными эффектами. Для их создания стали использовать не только возможности камеры, но и строить всевозможные приспособления.

Первый цифровой персонаж. Кадр из фильма «Молодой Шерлок Холмс», реж. Б. Левинсон, 1985

1970-е - по настоящее время - цифровые визуальные эффекты, в основе которых лежит использование цифровых технологий.

Однако, появление цифровых технологий в кинематографе не означает, что от остальных приемов следует отказаться. Наоборот, совместное использование натурных и цифровых эффектов часто дает результаты, которых невозможно добиться по отдельности. Отсюда вытекает, что существует два типа эффектов: гламурные и цифровые. Если собрать вместе все эффекты, когда-либо появлявшиеся в истории кино, мы увидим, что этот список невелик. 

Строительство макета для фильма «Начало», реж. К.Нолан, 2010

Натурные эффекты, использующиеся в настоящее время:

Спецгрим - грим, применение которого приводит к появлению персонажа, в облике которого невозможно увидеть актера, например, «Тутси».

Муляж - муляжи часто используются в кино для создания различных неподвижных или мертвых персонажей, как фантастических (инопланетяне, животные), так и реальных (погибшие солдаты, трупы).

Макет - макеты распространены там, где необходимо создавать сложные архитектурные сооружения или природные объекты, например, гигантские статуи в первой части трилогии «Властелин колец».

Аниматроника - персонажи или объекты являющиеся роботами или дистанционно управляемые оператором.

Пиротехника - пиротехника, в силу того, что ее использование связано с опасностью, обычно выделяется в самостоятельную профессию, но, по своей сути, она является всего лишь одной из технологий натурных эффектов.

Атмосферные явления - имитация дождя, снега и других проявлений природы, обычно необходимы, когда, например, летом необходимо снять зимнюю сцену.

  Цифровой костюм для героя фильма «Железный человек 3», реж. Ш. Блэк, 2013

Цифровые эффекты включают в себя:

Маттипейнт - добавление, удаление или замена объектов в кадре. В натурных эффектах раньше использовалась технология дорисовки на стекле, установленном перед камерой.

Трехмерная графика - генерация всевозможных объектов или персонажей, как статичных, так и анимированнных, от гигантских пространств инопланетного каньена в фильме «Звездные войны. Скрытая угроза», до цифровых версий главных героев в фильме «Матрица».

Морфинг - плавное превращение одного объекта в другой, такое как трансформации поющих людей в клипе «Черное и белое» Майкла Джексона.

Кроме того, в состав цифровых эффектов входит ряд несколько технологий, имеющих техническое назначение, таких как:

Ротоскопинг - создание масок в кадре.

Трекинг - восстановление данных о движении камеры на основе отснятого киноматериала.

Хромакей, люмокей - выделение объекта из изображения на основе данных о цвете или яркости.

Как мы видим набор довольно невелик, но его с лихвой хватает, чтобы решить практически любые творческие задачи, касающиеся изменения изображения.

Говоря о модификации изображения необходимо затронуть еще одну тему. Эффекты по своей природе делятся на два типа: скрытые и явные. Из названия понятно, что одни из них зритель увидеть не должен, в то время как другие предназначены именно для того, чтобы их заметили.

Явные визуальные эффекты в фильме «Матрица»

Когда зрители или критики говорят о том, что фильм перенасыщен эффектами, они обычно подразумевают именно явные эффекты, так как скрытые эффекты при просмотре фильма они идентифицировать не могут.

Скрытые визуальные эффекты в фильме «Улица Джека Потрошителя»

В австралийском фильме «Тарелка» буквально каждый кадр был изменен средствами визуальных эффектов, однако зритель при просмотре картины об этом не догадывался, так как задача эффектов состояла в том, чтобы во всех кадрах было яркое солнечное небо, хотя во время съемок могла быть пасмурная погода.

После появления в начале двадцатого века первых комбинированных кадров интерес к новым изобразительным возможностям кинематографа резко возрос, породив феномен, который Эйзенштейн назвал «монтажом аттракционов». Наступила эта трюкового кино. Гарольд Ллойд, Бастер Китон и многие другие актеры, а скорее актеры-каскадеры заполонили киноэкраны трюковыми фильмами. Единственная цель этих фильмов состояла в том, чтобы удивлять зрителя головокружительными трюками.

Однако, со временем зритель пресытился аттракционами и трюковое кино отошло на второй план, заняв свою нишу. Но его бурное развитие не прошло даром для кинематографа. Приемы и технологии, появившиеся при создании трюковых фильмов, прочно вошли в арсенал мирового кинематографа и предоставили свои возможности для реализации самых смелых кинозадач. Трудно представить хотя бы один военный или исторический или фантастический фильм без этих возможностей.

Цифровые эффекты на время стали самоцелью, как в начале двадцатого века стали самоцелью комбинированные съемки. Но эффекты есть инструмент, а никак не самоцель.

С момента возникновения цели использования эффектов не менялись: история, персонаж и пространство. Человек всегда хотел преодолеть ограничения, создаваемые законами реального мира. И где, как не в кино, пускай мысленно, пусть «понарошку», зритель может ощутить это преодоление. Само появление визуальных эффектов и есть материализация этого преодоления.

Ни один фильм, чьи постеры тут приведены, не смог бы появиться без визуальных эффектов.

Постеры фильмов «Кто подставил кролика Роджера», «Матрица» и «Четвероногий малыш»

В фильме «Кто подставил кролика Роджера» вместе сосуществуют реальные люди и вымышленные герои мультфильмов. Герои фильма «Матрица» свободно перемещаются между двумя мирами, реальным и вымышленным. А герой фильма «Четвероногий малыш» вообще не человек. Но средства визуальных эффектов помогают создать из него реального героя, наделяют его человеческими чувствами и заставляют зрителя не только переживать за него, но и отождествлять себя с ним... с поросенком.

Между фильмами, кадры из которых приведены ниже, прошло ровно семьдесят лет. Но, как мы видим, и в одном (слева - “Звездные войны”, 2005) и в другом (справа - Новый гулливер”, 1935) фильмах эффекты решают одну и ту же задачу. И там и там они ответственны за создание мира, в котором протекают события фильма.

Визуальные эффекты и пространство фильма

История киноперсонажа старше истории кинематографа. И на протяжении всех этих лет в битве за облик героя и его возможности принимали участие далеко не всегда одни только актеры.

Визуальные эффекты и персонаж

Между этими двумя фильмами прошло 99 лет. Слева кадр из фильма “Тихоокеанский рубеж”, 2013, справа - из фильма “Завоевание севера”, 1912. Но их объединяет одно общее свойство, в обоих фильмах присутствуют персонажи, созданные без участия актеров.

Современный уровень визуальных эффектов позволяет обмануть восприятие зрителя, демонстрируя ему абсолютно невозможный, но также абсолютно убедительный мир. Зритель видит фантастических персонажей и принимает их существование возможным. Даже последние попытки создания в качестве главных героев цифровых копий реальных людей оказались весьма успешными.

Цифровая реконструкция актрисы Одри Хепберн студией FrameStore

Фильм «Загадочная история Бенджамена Баттона» показал, что даже на крупном плане зритель может не заметить подмены реального актера на его цифровую копию.

Это загримированный реальный актер или его цифровой двойник?

«Загадочнаяная история Бенджамена Баттона», реж. Д.Финчер, 2008

Все перечисленные достижения говорят о том, что в руках кинематографистов находится мощный инструмент. Но инструмент всегда будет оставаться инструментом. И не надо от него требовать большего.

authorКОММЕНТАРИИ
ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика