Иллюзионист: композиционный центр и внимание зрителя. ч.1.

Превратности восприятия

Одна из самых удивительных способностей ниндзя - умение  быть невидимым. В какой-то из книг этому феномену давалось объяснение. Автор утверждал, что свою невидимость ниндзя приобретали благодаря умению двигаться очень медленно. Их движение было таким медленным, что обычные люди просто не обращали на них внимания и, следовательно, не видели. Возможно ли такое? Не знаю. Но знаю то, что сконцентрироваться на чем-то одном на длительное время практически невозможно. Попробуйте проследить за секундной стрелкой, не отводя от нее глаз, и посмотрите, сколько времени вы выдержите, пока не стрельнете глазами в сторону. Вам все срезу станет ясно.

Нечто подобное происходит, когда нам показывают фокусы. Особенно удивительно выглядят фокусы, основанные на «ловкости рук». При этом из книг, «разоблачающих» фокусы, мы знаем, что самое главное для фокусника отвлечь внимание зрителя от исчезающего предмета.

Теми же приемами пользуются и фокусники другого рода – воры-карманники. Они также отвлекают внимание жертвы и крадут.

Можно долго перечислять примеры из разных областей. Но нас в данном случае волнует одна область – кино. 

Так как же в кино используются приемы, заимствованные у фокусников?

Если проанализировать, что общего во всех приведенных примерах, мы увидим, что все они манипулируют ВНИМАНИЕМ зрителя. Иными словами, для того, чтобы дать зрителю возможность увидеть тот или иной объект на экране или лишить его такой возможности, необходимо управлять его вниманием. Что значит «управлять» вниманием зрителя? Все управление вниманием зрителя сводится к одному: нам необходимо заставить зрителя смотреть в ту часть экрана, в которой происходит нечто важное с нашей точки зрения. Все остальные области изображения имеют вторичный характер.

Посмотрите этот фрагмент фильма «Анаконда» не читая дальнейшего текста.

Фильм «Анаконда», реж. Луис Ллоса, 1997.

Попробуйте найти в этом фрагменте чудовищную несуразность, не имеющую никакого отношения ни к жанру фильма, ни к теме. Ее можно было бы назвать киноляпом, как это принято делать на некоторых сайтах, живущих за счет чужой популярности и выискивающих «ошибки» в различных фильмах. Если вы, посмотрев один раз, не увидели ничего особенного, значит - ошибки нет. Если вам потребовалось несколько раз посмотреть, тоже не страшно – в кинотеатре фильм нельзя отмотать назад и посмотреть фрагмент вторично. А если вы и после этого текста ничего не нашли, то это говорит всего лишь о том, что режиссер фильма мастерски управляет вниманием зрителя. Ответ вы можете узнать во второй части этой статьи.

Из исследований, проводимых психологами известно, что внимание диктуется целью. Зритель смотрит туда, где расположены его целевые образы. Все, что не имеет отношения к текущей цели, остается вне зоны внимания. Иными словами, управление вниманием зрителя это управление его текущими целями. Умело перемещая целевой образ по экрану, или, подменяя один образ другим, можно управлять вниманием зрителя.

Посмотрим еще один фрагмент, из другого фильма.

Фильм «Воздушная тюрьма», реж. Саймон Уэст, 1997.

Здесь задача найти «ошибку» несколько проще. Так как «ошибка» у нас под самым носом. Но и здесь ее нельзя считать «ошибкой», поскольку при просмотре фильма эта несуразность зрителями не замечается. А это значит, что ошибки нет. Это примеры из фильмов, а вот ролик, приведенный ниже, был создан британцами, чтобы продемонстрировать, как внимание влияет на восприятие объектов вкадре. Для того, чтобы раньше времени не раскрывать карты, я позволил себе акт вандализма и отрезал «разоблачение». Весь ролик будет приведен во второй части статьи. 

Фрагмент ролика «WHODUNNIT?», сайт: dothetest.co.uk

Таким образом, мы понимаем, что управление вниманием зрителя дает возможность ограничивать зону его восприятия. При этом зона восприятия концентрируется вокруг текущего целевого образа. Но это не единственное правило, позволяющее формировать композицию кадра. Есть еще иерархия целевых образов, которая сформировалась за долгую историю человека. Она определяется двумя инстинктами: инстинктом воспроизводства и инстинктом самосохранения (попросту: любовь и смерть). 

Иерархия ценностей восприятия

Приведем ее здесь:

1. Движение объекта важнее самого объекта. Сначала человек реагирует на движение и только потом на объект это движение совершающий. Об этом свидетельствуют мои собственные эксперименты, проведенные с помощью системы motion capture. Система выводит на экран компьютера точки обозначающие суставы. Пока точки не движутся понять, как они связаны друг с другом практически невозможно. Но как только начинается движение наблюдатель со степенью вероятности близкой к 100% в состоянии определить не только то, что это движения тела человека, какая точка к какому суставу относится, но он также может определить пол объекта и достаточно точно возраст. Позже я узнал, что подобные эксперименты проводились профессором Николаусом Трое в канадской лаборатории биологического движения. 

Программа "BMLrunner"

Эта особенность восприятия движения связана с инстинктом самосохранения. Посудите сами. На вас падает какой-то большой предмет. Что вы сделаете? Вы будете стоять и выяснять, что за предмет к вам приближается или сначала отступите в сторону, а потом займетесь выяснением природы предмета?

2. Движение человека имеет высший приоритет. В качестве примера можно привести такой довод из области компьютерной графики. Существует множество фотореалистичных изображений человека, таких, как приведенные ниже портреты Моргана Фримена и Ингрид Бергман. 

Портрет (трехмерная модель) актера Моргана Фримена

 (автор: Jose M. Lazaro)


Портрет (трехмерная модель) актрисы Ингрид Бергман

 (автор: Max Edwin Wahyudi)

Это показывает, что современная наука и искусство достигли уровня реалистичности статичного изображения, превышающего порог чувствительности глаза рядового зрителя. В то же самое время непрерывно ведутся попытки создания реалистичного движения человека. Однако здесь ситуация намного хуже. Несмотря на значительные достижения в обмане зрителя пока создать реалистичного движущегося человека не удалось. 

И прекрасные ролики, такие как ролик шоколада Galaxy, созданный британской студией Frame Store, яркий тому пример. 

Ролик с участием трехмерной реконструкции актрисы Одри Хепберн, созданный британской студией Frame Store.

В этом ролике был создан компьютерный клон Одри Хепберн. Скорее всего, воссоздавали только голову актрисы, используя тело дублерши. Точно не могу сказать, так как не располагаю более точной информацией.

Именно потому, что движение человека для нас (людей) имеет высший приоритет, чувствительность нашего глаза к нему (движению) намного выше, чем к форме. Поэтому и задача имитации движущегося человека на много порядков сложнее задачи создания «фото». Этот ролик действительно создает весьма реалистичный образ актрисы. Но какие приемы для этого используются? Грамотно созданный видеоряд практически не дает нам возможности рассмотреть актрису подробно. Монтаж сцены построен так, чтобы, к тому моменту, когда зритель начнет анализировать поведение и движения персонажа, его внимание будет принудительно перенесено на следующий монтажный план. «Дай зрителю увидеть только то, что считаешь нужным» - эту тему я подробно рассматривал во второй части статьи «Правдивая ложь: законы визуальных эффектов». Кроме того, мы видим актрису в те моменты, когда она делает различные акцентированные движения (улыбается, поворачивает голову и т.д.) Актерам хорошо известно, что играть «на нюансах» гораздо сложнее, чем «переигрывать», активно размахивая руками. Отсюда можно сделать вывод, что ролик выигрывает в немалой степени благодаря не только современным компьютерным технологиям, но и тонкому управлению восприятием. 

Есть еще один очень интересный нюанс. Психолог Джеймс Килнер экспериментально доказал, что на подсознательном уровне человек разделяет движения по значимости. Он провел эксперимент, в котором просил испытуемых ритмично двигать рукой вверх-вниз, при этом глядя на ассистента, двигающего рукой в горизонтальном направлении. Когда ассистент начинал свои движения вертикальность направления движений испытуемого нарушалась. Когда ассистента заменял механизм – подобного не происходило. Эти исследования показали, что движениям человека мы придаем особый смысл.

3. Самый важный из наблюдаемых объектов – человек. Появление человека в кадре сразу приковывает к нему внимание зрителя. Исключением являются случаи, когда в кадре уже присутствуют люди, занятые важными для зрителя действиями. Примером может служить хорошо известный ролик с баскетболистами, между которыми бродит «невидимая» горилла. Горилла не видна зрителю потому, что перед просмотром ролика зритель получает указание считать число бросков мяча. 

4. В облике человека самыми важными объектами являются глаза, потом – руки, потом все остальное. Глаза, как мы знаем, – зеркало души. Глаза дают неоценимую информацию о намерениях человека. Именно поэтому в восточных единоборствах учат перед ударом не смотреть в глаза противника, чтобы не выдать своих намерений. Руки – второй по важности объект. Глаза боятся, руки – делают. Что будет задумано (и может быть прочитано по глазам), будет реализовано руками.

5. Вид ребенка в первую очередь привлечет женщину, вид женщины – мужчину. Это более частные случаи, имеющие социальную основу. Чтобы убедиться в том, что эти образы работают, достаточно взглянуть на рекламные листки, на которых в больших количествах вы увидите изображения симпатичных девушек (едущих в отпуск, покупающих товары, идущих по улицам и так далее). Если вы посмотрите иконки игр в App Store или Google Play, то легко поймете, на кого эти игры рассчитаны: даже если предлагаемая игра в жанре боевика, то на иконке нередко изображается отважная красотка с пулеметом в руках.

Приведенная здесь иерархия в большой степени отвечает, почему мы не видим «ошибки» на экране. Потому, что они не принадлежат к миру человеческих движений и лежат за пределами целевой области. Попробуйте снова посмотреть ролики и найти несуразности, вооружившись новыми знаниями.

Ответы смотрите во второй части статьи :)



authorКОММЕНТАРИИ
ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика