Бедность не порок: Визуальная идея

В основе любой трюковой сцены лежат две идеи: смысловая и визуальная. Мало того обе эти идеи тесно связаны друг с другом и, соответственно, оказывают и испытывают взаимовлияние. Наличие ДВУХ идей диктуется природой нашего восприятия. Как я рассказывал в статье "Обмани меня: Три потока восприятия" оно имеет двухуровневую структуру: информация и эмоция и, придумывая трюковую сцену, мы должны предоставить зрителю и то и другое.

Но, кроме того, мы еще должны помнить, что "денег нет, как хотите, так и выкручивайтесь!" - мы рассматриваем малобюджетный вариант трюковой сцены :)

Итак, входные данные:

- железнодорожная ветка где-то в лесу,

- ночь,

- героя кладут на рельсы,

- герой ускользает из под колес поезда в самый последний момент,

- длительность всей сцены 1.5 - 2 минуты.

Кроме того, мы должны помнить, что должны:

- передать смысл и идею сцены,

- визуальными средствами создать максимальное эмоциональное напряжение,

- на реализацию потратить как можно меньше средств.

Для начала попробуем набросать план сцены.

План сцены

План сцены важен в первую очередь потому, что позволяет посмотреть на поставленную задачу максимально общо, не привязываясь к деталям.

Героя в бессознательном состоянии кладут на рельсы. Нам, безусловно, ясна цель антагонистов. То есть появление поезда для нас не будет неожиданностью. И это осложняет задачу, так как использовать саспенс долгого приближения неминуемой гибели в данном случае невозможно. Значит мы должны придумать другой способ как удивить зрителя, знающего, что должно произойти.

Здесь уместно вспомнить, что если вы ждете какого-либо неприятного события, то чем дольше вы его ждете, тем неожиданнее его наступление. Поэтому мы сделаем так, что паровоз появится практически внезапно (насколько это может сделать паровоз, конечно:) Мы используем поворот дороги и лес, расположенный близко к путям, чтобы максимально долго скрывать идущий поезд.

Все это мы изобразим на плане:

Теперь мы задумаемся о самом важном - как расставить камеры.

Мы уже знаем, что расстановка камер очень важна с точки зрения эмоционального воздействия. Основное ощущение, которое необходимо создать, это ощущение неминуемой гибели героя.

В статье "Раскадровка трюковой сцены: Стенограмма лекции" я приводил схему расстановки камер и объяснял причины выбора их положений. Не поленюсь здесь еще раз повторить, что при выборе положения камеры важно помнить: все, что приближается к индивиду - несет для него опасность, при удалении вероятность опасности уменьшается. А, учитывая, что индивидом в данном случае является зритель, и камеры - его глазами, становится ясно, что камеры надо ставить на приближение, как это отражено на приведенной картинке:

 

Следовательно, возвращаясь к нашей схеме, напрашивается вариант установки камеры сзади героя на приближающийся поезд, примерно так как это показано на эскизе.

Черная каракатица в нижней части кадра это герой (изобразил как мог :) Для того, чтобы держать зрителя в напряжении, необходимо использовать камеры этого направления. Кроме того,  для демонстрации приближающегося поезда целесообразно использовать нижнюю точку (на киножаргоне этот ракурс называется "лягушачья перспектива", поскольку камера расположена практически на уровне земли). Нижняя точка (как видно из приверенного рисунка) создает эффект массивности отображаемого объекта. А в нашел случае это придаст дополнительной убедительности "огромного паровоза".

Однако в задачу входит показ не только приближающегося поезда. Мы должны показать, что герой знает о приближающейся опасности и так просто не сдастся, то есть здесь уместны крупные планы героя. А, учитывая, что он приходит в сознание, мы выберем крупные планы, в которых он поднимает голову. Наиболее выгодное положение камеры в данном случае в профиль актера.

Планы должны быть выстроены в последовательности, которая приводит к постепенному увеличению напряжения от приближающейся опасности, но... в последний момент герой чудом ускользает (значит напряжение падает). Можно представить себе график эмоционального напряжения примерно так:

Точка излома - момент, когда герой отпрыгивает в сторону. В этот момент происходит резкий спад напряжения. А соответственно и камера должна стоять так, чтобы помогать этому процессу. Но еще мы должны учитывать, что зрителю хочется насладиться победой героя, увидеть его силу и сноровку в полном объеме. И, следовательно, камера должна весь процесс победы зафиксировать. Наиболее подходящим для этого также является профильное положение камеры, как на рисунке:

(герой и паровоз изображены не в масштабе, так как они значительно отличаются по размерам)

И действительно, мы видим, что расстояние до поезда микроскопическое, но также мы отчетливо видим как герой ускользает от опасности. 

Теперь схема размещения камер ясна:

Направление, обозначенное как cam 1, дает точки, показывающие действия персонажа, которые несут положительные эмоции и, поэтому, не направлены против приближающейся опасности. Направление cam 2, наоборот акцентирует внимание на приближающейся опасности. И, соответственно, монтаж сцены ведется последовательным пошаговым изложением молчаливиго противостояния поезда и человека.

Теперь ненадолго вернемся к теме внезапности наступления предполагаемого события. Анализируя эту тему мы пришли к выводу, что железнодорожные пути должны иметь отчетливый поворот. Ниже я привел два варианта аниматика, которые иллюстрируют вышеизложенное. Оба аниматика не являются черновой сборкой сцены, их назначение продемонстрировать прием.

В этом варианте поезд идет по прямой и сразу бросается в глаза, что герой как-будто специально подпускает поезд поближе, чтобы мы увидели какой он крутой парень. Его поведение оказывается абсолютно немотивированным и искусственным.

Второй аниматик показывает, как использование поворота расставляет все точки над i. Герой отпрыгивает в последний момент, но выглядит это абсолютно обоснованно. Почему так происходит? Ведь в обоих случаях в ситуации для героя ничего не меняется. В той же статье "Раскадровка трюковой сцены: Стенограмма лекции" я рассказывал, что для зрителя мир ограничивается рамкой кадра и для него важно как событие выглядит с точки зрения композиции, и в меньшей степени с точки зрения реальной геометрии пространства. Там же я приводил пример демонстрации одного и того же препятствия с двух разных точек (см. рисунок)

В одном случае это не препятствие, в другом - это препятствие, причем непреодолимое. Все сказанное относится и к расположению поезда в кадре. В первом случае поезд был виден в кадре длительное время и создавалось ощущение, что у героя есть масса возможностей, чтобы избежать участи. В другом случае - герой еле-еле успевает отпрыгнуть, практически в последний момент. Тут есть еще одно дополнительное замечание: поворот не настолько крут, чтобы поезд выскочил как чертик из табакерки - во всем виновато правильное размещение камеры, героя и паровоза.

На этом этап создания плана съемок заканчивается. В результате мы выбрали точки для размещения камер, на основе которых создали аниматик, демонстрирующий "как это будет выглядеть". Теперь набросать раскадровку не составит труда. 

Негодяи волокут бесчувственного героя и кладут его на рельсы.
Заслышав шум приближающегося поезда негодяи покидают сцену.

Неимоверным усилием воли герой приходит в себя. Услышав шум поезда
он поднимает голову и отважно смотрит в глаза опасности.

Из-за поворота дымя на огромной скорости вылетает курьерский поезд.

Герой собирается с силами, чтобы стать хозяином своей судьбы...

...однако паровоз неминуемо приближается.

Он уже совсем близко! Еще мгновение и случится непоправимое.
Герой на волоске от гибели...

... но в последний момент он неимоверным усилием воли перекатывается с путей на откос.
Паровоз с ревом проносится мимо, обдав героя клубами пыли и дыма.
Но герою это уже не интересно, перед ним стоят новые задачи.

Таким образом мы имеем творческую разработку трюковой сцены. Можно приступать к реализации.

Но у внимательного читателя может появиться закономерный вопрос относительно упоминаний затрат на сцену. В чем проявляется ее малобюджетность? 

Подготовка съемок, формирование технического задания на кадры с визуальными эффектами, анализ способов изготовления и, как следствие, анализ затрат, все эти темы мы рассмотрим в следующей статье.

 

Читать статью "Бедность не порок: Визуальное воплощение"

authorКОММЕНТАРИИ
ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика