Вторая жизнь эффектов: Скрытая склейка. Продолжение

В продолжение темы хочу вспомнить фильм "Плохие парни 2", сцену в начале фильма, в которой один герой ранит другого.

Фрагмент фильма "Плохие парни 2", реж. М. Бэй, 2003

Как мы видим сцена состоит из нескольких планов. И один из этих планов содержит скрытую склейку. Для того, чтобы сшить эти планы кроме скрытой склейки использовался прием "объединяющего объекта". В роли объединяющего объекта выступает пуля.
Попробуем разобраться с какой целью вводится объединяющий объект. Как я уже говорил скрытая склейка используется для достижения единства места и времени действия за счет ощущения, что события зафиксированы единой съёмкой. Действительно, спросите себя, чему вы больше поверите, присутствию при демонстрации фокуса или смонтированной пленке, на которой он записан. Наличие монтажа - причина недоверия, так как мы знаем, что смонтировать можно все, что угодно. Поэтому скрытая склейка заставляет зрителя думать, что он видит реальную фиксацию событий. Но это утверждение верно до определенной длительности кадра. Если план достаточно короткий (секунда-две), зритель не успеет заметить подвоха. Но если длина плана больше, то обман может быть замечен. Вот тут-то и приходит на помощь объединяющий объект. Его наличие является некоей дополнительной гарантией того, что единство места и времени действия присутствует, поскольку мы на протяжении всего кадра или большей его части непрерывно наблюдаем объединяющий объект. В этом случае срабатывает стереотип рационального: мы уверены, что камера всегда следит за нашей целью. И поэтому зритель верит, что в кадре с летящим шприцем камера за шприцем и следит. Хотя реальный шприц летит в совсем другую сторону. Об использовании стереотипов мы поговорим в отдельной статье, так как правильное использование стереотипов восприятия позволяет контролировать зрительское внимание на подсознательном уровне.
Но вернёмся к скрытой склейке. Так вот в этой сцене есть одна скрытая склейка - кадр с попаданием пули в зад героя и его удивленным лицом. Посмотрите внимательно на этот план и попробуйте принять такую позу :) Но пуля, как отвлекающий объект, уже нас подготовила предыдущими планами к "здесь и сейчас".
Если в фильме "Блейд" была использована просто скрытая склейка, то во второй части ("Блейд 2") длина плана значительно больше и, поэтому, создателям пришлось использовать объединяющий объект.

 

Фрагмент фильма "Блейд 2", реж. Г. дель Торо, 2002

В этом кадре зритель видит выстрел из пистолета и полет пули. На смысловом уровне зритель понимает, что этот кадр - иллюзия, такого не может быть, но на перцептивном уровне все составляющие кадра не вызывают сомнения в своей подлинности. Возникающий при этом  конфликт восприятия обсуждался в статье "законы визуальных эффектов" в разделе основной закон.
Все описанные варианты скрытых склеек можно разделить по признакам. Вот как это выглядит.
1. Подмена предмета - фон до и после скрытой склейки не меняется. Производится подмена предмета. ("Исчезновение дамы").
2. Трансформация предмета - фон до и после скрытой склейки не меняется. Производится замена предмета на самого себя. ("Война миров" - замена автомобиля на фоне взрыва и длинный план, склеенный из двух разных съемок одного автомобиля).
3. Объединение пространств - зрительно скрытая склейка объединяет два или несколько пространств в единое целое. ("Блейд")
4. Скрытая склейка может быть временной или пространственной - объединение пространств осуществляется с помощью маски проходящей через кадр ("Комната страха") или монтажного перехода ("Исчезновение дамы", "Блейд"). В "Войне миров" присутствуют оба типа склеек.
5. Наличие объединяющего объекта - длинный план требует введения объединяющего объекта. ("Блейд" - без предмета, "Блейд 2". "Плохие парни 2" - с предметом).

В боевиках кадры со скрытой склейкой и объединяющим объектом очень часто используются в сценах с полетом различных предметов.
В статье "Седьмая пуля: Использование объединяющего объекта" мы рассмотрим ряд фильмов, в которых использованы эти приемы.

authorКОММЕНТАРИИ

Теги: визуальные эффекты, спецэффекты, восприятие, зритель, зрелище, трюк, классификация спецэффектов, хромакей, композитинг, заплатка

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика