Обмани меня: Три потока восприятия.

Чтобы понять как фильм общается со зрителем придется обратиться к первоисточнику, к способам общения, которыми пользуется сам зритель. Не секрет, что мы общаемся друг с другом используя два потока: вербальный и невербальный, а попросту, речь и все остальное (мимику, жесты и так далее). Психологи утверждают, что на долю внеречевого общения приходится немалый процент. О невербальном языке написаны сотни книг, ему даже посвятили сериал "Обмани меня" ("Lie To Me", FOX, 2009). Мы хорошо об этом языке осведомлены. К примеру, мы знаем, что девушка может отшить нахала не прибегая к словам, достаточно одного взгляда. Кстати, Великий немой (немой кинематограф) также прекрасно обходился без слов, поясняя сюжет редкими титрами.

С другой стороны давайте посмотрим на взаимодействие этих двух потоков. Можно представить себе такую ситуацию. Один человек, вяло почесываясь, рассказывает другому, что только что потерял всех своих родных и любимых. Если в роли слушателя будете вы, вы ему поверите? Скорее всего - нет. Или другая ситуация. Мезансцена та же. Но человек входит страшно возбужденный и сообщает вам, что сходил за хлебом. Какова будет наша реакция? По всей видимости вы решите, что он не в себе. В обоих случаях мы не поверили передаваемому словесному потоку. Эмоциональное состояние собеседника оказалось для нас важнее слов. Мы доверяем словам только если они гармонируют с невербальным потоком, потоком эмоциональным. То есть для нас эмоция важнее и первичнее слов.

Теперь вернемся к фильму. Воздействие экрана на зрителя подчиняется тем же законам. Почему? Потому что человек обладает только этими двумя механизмами восприятия - абстрактным (символическим) и образным мышлением, словом и образом. Другое ему не дано. И чтобы зритель воспринял то, что поступает с экрана, приходится это учитывать, то есть экран говорит со зрителем словами и образами.

Но, как мы уже рассматривали, эти слова и образы должны быть сбалансированы. Это одна из часто встречающихся ошибок - разбалансированность информации и эмоций. Напрашивается пример - сняли сцену, поняли, что сцена вялая, она и в сценарии была никакая. Надо исправлять. Как? Да ведь есть палочка-выручалочка - монтаж! Нас спасет монтаж! А он не спасает почему-то... Это как тот человек, что про покупку хлеба рассказывал и руками размахивал. Бывают ситуации, когда информация и эмоция противоречат друг другу. Такой прием часто используется в комедийных произведениях. Он и выглядит комедийным из-за нарушения привычного баланса. Таким образом можно предположить, что фильм передает заложенный в него смысл через информацию и эмоции, определенным образом сбалансированные.

Но вот что интересно. Во многих фильмах можно наблюдать один и тот же прием - если что-то взорвалось, то в сторону экрана обязательно что-нибудь да полетит.

Вспомним, фильм "Матрица", взрыв лифта. В зрителя летит дверь. Давайте зададимся вопросом, какое отношение к смыслу сцены имеет траектория полета двери? Никакого. Почему дверь летит в нашу сторону, почему обязательно в сторону зрителя, а не в героев? Потому что ее траектория имеет самое непосредственное отношение именно к зрителю. Ведь нам, зрителям ясно, что нас просто хотели напугать. Так сказать, отвлеклись от смысла, попугали немного и обратно вернулись к смыслу.

Таким образом поток эмоций можно разделить на два - связанный со смыслом и связанный с нами и нашими реакциями.

 

И, соответственно, общая картина будет выглядеть следующим образом.

Что нам дает это знание?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, каким образом эмоция передается из пространства фильма зрителю. Мы рассмотрим эту тему в статье "Золотой глаз: Возможности экрана как средства убеждения".

authorКОММЕНТАРИИ

Теги: монтаж, визуальные эффекты, спецэффекты, эмоция, зритель, психология, восприятие, зрелище, потоки восприятия

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика