Скорость: Роль локальных антагонистов в развитии сюжета

 


Вспомним сюжет

Фильм «Скорость» режиссера Жана де Бонта можно было бы назвать энциклопедией использования локальных антагонистов.

Основной конфликт фильма развивается между бывшим полицейским Говардом Пэйном (Деннис Хоппер), ставшим террористом, и полицейским  спецназовцем Джеком Трейвеном (Кеану Ривз).

Пейн мстит за то, что считает себя обиженным и незаконно уволенным из рядов полиции. Безусловно, это человек с извращенной и неуравновешенной психикой.

В тизере фильма Пэйн, минируя тросы и тормоза пассажирского лифта небоскреба, берет в заложники пассажиров и требует выплаты трех миллионов долларов, но Трейвен с напарником спасают пассажиров. И, как им кажется, террорист погибает.

Полицейские получают награды. Пэйн разъярен. Трейвен собирается на работу. Но около кафе, где находится Трейвен, происходит взрыв автобуса. Это предупреждение «ожившего» Пэйна, о том, что он шутить не будет. Пэйн, по-прежнему, требует три миллиона долларов. Если он их не получит, то пассажиров автобуса рейса «2525» ждет та же судьба. Автобус заминирован бомбой, которая взорвется, если скорость автобуса снизится до восьмидесяти км/час или, если Трейвен попытается эвакуировать пассажиров. Трейвен должен поторопиться, автобус уже ушел в рейс.

Трейвен догоняет автобус «2525» и забирается внутрь. Пока штатные полицейские выясняют личность террориста и строят планы его поимки и нейтрализации, Трейвен в автобусе решает различные возникающие проблемы и ищет способ спасения пассажиров. Ему помогает одна из пассажирок Энни (Сандра Баллок), вынужденно ставшая водителем автобуса. Полицейские выясняют личность террориста и собираются его захватить, но дом террориста заминирован, и напарник Трейвена гибнет. В это время Трейвен находит способ эвакуации пассажиров автобуса.

План террориста не удался, но Пэйну об этом ничего не известно и полицейские решают захватить его при передаче денег. Однако и здесь Пэйн все продумал, он берет в заложники Энни и надевает на нее бомбу с дистанционным управлением. Дальнейшие сцены протекают в метро. Герои фильма, Трейвен, Энни  и Пэйн оказываются в неуправляемом поезде подземки. Между Пэйном и Трейвеном происходит финальная схватка, в результате которой Пэйн погибает. Но Энни прикована наручниками к поезду. Финальная сцена – вагон поезда с Энни и Трейвеном вылетает через стройку на улицу. Герои остаются живы.

 

Поговорим о антагонистах

В этом фильме Трейвен встречается лицом к лицу со своим противником, Пэйном только дважды. В течение всего фильма Трейвен борется с локальными антагонистами.

Конечно, всегда основой любого драматического произведения является конфликт между героями. И этот аспект безусловно подразумевается, но в данном случае в первую очередь рассматриваются механизмы эмоциональной подачи этого конфликта средствами визуальных эффектов. Поэтому сами взаимоотношения главных героев здесь подразумеваются, но они остаются «за кадром» данного исследования как мотивировки, приводящие к тем или иным физическим действиям героев, здесь анализируемым. Поэтому в приведенной ниже таблице показана хронология фильма и последовательность событий в первую очередь с точки зрения участия локальных антагонистов. На основе приведенных здесь данных видно как введение в канву фильма локальных антагонистов и их дальнейшее комбинирование позволяют анализировать и, соответственно, синтезировать эмоциональную энергию, направленную на зрителя.

 

Последовательность событий в кинокартине «Скорость»

таймкод

Ч:М:С

Событие

Лок.

Антаго-нист

Орудие

Жертва

1

00:16:30

Террорист минирует лифт. Трейвен с напарником  спасают пассажиров лифта.

Глубина

Лифт

Пассажиры  лифта

2

00:22:13

Пэйн подрывает сам себя, но за дверью, зритель этого не видит.

Энергия

Бомба

Пэйн

3

00:28:00

Пэйн взрывает автобус, это предупреждение Трейвену. Пэйн сообщает, кто будет следующим - это автобус «2525».

Энергия

Бомба

Пассажиры автобуса

4

00:38:30

Трейвен высаживается в автобусе. Автобус не может двигаться медленнее 80 км/час, так настроена бомба.

Скорость

Автобус

Пассажиры автобуса, Трейвен

5

00:39:30

В потасовке пассажиров ранят водителя. Угроза, что автобус остановиться. Энни садится за руль.

Скорость

Води-тель

Пассажиры автобуса, Трейвен

6

00:45:00

Перед автобусом на трассе возникает пробка , опять угроза торможения.

Скорость

Пробка

Пассажиры автобуса, Трейвен

7

00:47:20

Машина перегораживает перекресток, автобус выезжает на встречную полосу.

Скорость

Машина

Пассажиры автобуса, Трейвен

8

00:48:13

На пути автобуса возникает пешеход с коляской. Энни сбивает коляску, но в ней вместо ребенка банки.

Скорость

Коляска

Пассажиры автобуса, Трейвен

9

00:49:02

Дети переходят дорогу, автобус их объезжает.

Скорость

Дети

Пассажиры автобуса, Трейвен

10

00:50:14

Крутой поворот дороги. Возникает опасность перевернуться.

Скорость

Автобус

Пассажиры автобуса, Трейвен

11

00:57:00

Полиция нарушает договоренность, при попытке снять с автобуса пассажирку Пэйн взрывает один из зарядов, пассажирка гибнет под колесами автобуса.

Энергия

Скорость

Бомба

Автобус

Пассажирка автобуса

12

01:04:00

На пути автобуса кусок недостроенной эстакады, пятнадцатиметровая пропасть. Автобус прыгает через пропасть.

Скорость

Высота

Эста-када

Пассажиры автобуса, Трейвен

13

01:12:50

Трейвен покидает автобус и спускается на тележке под днище автобуса, чтобы исследовать бомбу. Происходит авария тележки, Трейвен висит под автобусом.

Скорость

Тележка

Трейвен

14

01:13:57

Трейвен пробивает бензобак автобуса.

Скорость

Автобус

Трейвен

15

01:15:00

Трейвен забирается в автобус.

Скорость

Автобус

Пассажиры автобуса, Трейвен

16

01:18:00

Полиция выясняет личность Пэйна, захватывают дом Пэйна. Дом заминирован, Пейна в нем нет. Погибает напарник Трейвена.

Энергия

Бомба

Напарник Трейвена, полицей-ские.

17

01:24:00

Устанавливают фальшивую запись на камеру в автобусе. Производится эвакуация пассажиров.

Скорость

Автобус

Пассажиры автобуса, Трейвен

18

01:26:30

Энни и Трейвен покидают автобус.

Скорость

 

Люк автобуса

 

Энни, Трейвен

19

01:27:10

Скорость автобуса падает, срабатывает бомба, автобус врезается в самолет и взрывается.

Скорость

Энергия

Бомба

Автобус

Самолет

Работники аэропорта

20

01:33:00

Полицейские кладут деньги в бак на перекрестке. Пэйн всех обманывает, захватывает Энни в заложники, надевает на нее бомбу, и приковывает наручниками к вагону метро. Трейвен прыгает на крышу вагона.

Скорость

Энергия

Вагон

Бомба

Энни

Трейвен

21

01:39:26

Схватка Трейвена и Пэйна в метро, на крыше вагона.

Скорость

Вагон

Трейвен

Пэйн

22

01:40:30

Гибель Пэйна

Скорость

Фонарь

Пэйн

23

01:44:00

Поезд въезжает на стройку, поезд вылетает на улицу и останавливается. Герои остаются в живых.

Скорость

Вагон

Энни

Трейвен

Весь фильм разбит на три части, которые в таблице отмечены разными фонами.

Первая часть фильма это эпизод с захватом заложников в лифте. Она представляет собой классический тизер, с той только разницей, что в данном случае действует не временный антагонист, а главный антагонист фильма, который, как и принято в тизерах, исчезает.

В этом эпизоде террорист Пэйн пока борется с безликими для него полицейскими.

Главным локальным антагонистом этого эпизода является глубина, глубина лифтовой шахты. Она также является главным эмоциональным фоном всего эпизода. Под угрозой падения вниз оказываются не только пассажиры лифта, но и сами полицейские, которые занимаются спасением заложников. Да и сам террорист тоже находится в лифте, тот хоть и не заминирован, но образ смерти через падение в пропасть не перестает работать и в сцене, когда полицейские забираются в лифт Пэйна.

Второй локальный антагонист этого эпизода это энергия - энергия взрыва, которую несет в себе бомба. В этом эпизоде хоть и стреляют, но смерть несут глубина и энергия. Они связаны между собой постоянно, как смыслово, так и эмоционально.

Лифт внезапно падает вниз, поскольку Пэйн взорвал с помощью бомбы тросы, на которых он держится, таким образом дав волю силе тяготения показать, что с глубиной и высотой шутки плохи. Но срабатывают тормоза лифта, и он перестает падать. Пэйн разгадывает мысли полицейских и устраняет помеху дальнейшего падения, он взрывает тормоза, это срабатывает вторая бомба. Но полицейские цепляют трос от устройства, находящегося на крыше и спасают пассажиров лифта, при этом авторы фильма продолжают играть с глубиной – лифт, при спасении пассажиров, все больше и больше похож на гильотину. То есть образ глубины в конце сцены спасения пассажиров становится все более осязаемым.

В то же самое время полицейские, перемещаясь по лифтовой шахте, также сталкиваются с постоянной угрозой падения. И, тогда, когда они придумывают, как спасти пассажиров, они вынуждены выйти на крышу здания и перемещаться над пропастью по хлипким конструкциям.

В конце всей сцены, когда Пэйн захватывает напарника Трейвена в заложники, угрозу смерти по-прежнему несет энергия – на Пэйне находится еще одна бомба.

Вторая часть фильма связана с событиями в автобусе рейса «2525» и заканчивается его гибелью от взрыва. Главный локальный антагонист этой части фильма – скорость. Она проходит стержнем через весь эпизод. Главное орудие локального антагониста автобус, а жертвы – пассажиры этого автобуса. Но в этой части присутствуют и дополнительные локальные антагонисты, которые вводятся в фильм в те моменты, когда необходимо поднять энергию накала. Этими антагонистами являются энергия и глубина.

В этой части фильма глубина привлечена как дополнительный источник пикового напряжения. И, необходимо заметить, что в этой части фильма Пэйн и Трейвен очно не встречаются ни разу.

Третья часть фильма связана с событиями, происходящими в метро. В этой части Пэйн и Трейвен встречаются в финальной схватке на крыше вагона метро, в которой Пэйн погибает от удара потолочным фонарем по голове, то есть причиной его смерти опять же является скорость.

Важно заметить, что главным локальным антагонистом этой части также является скорость, но есть одно важное отличие: во второй части фильма все события происходят в экстерьерах, на просторах хайвея, а в третьей части они перенесены в тесные интерьеры туннелей метро. В таких узких интерьерах скорость ощущается особенно сильно и, поэтому, торможение вагона, вылетевшего из подземки на улицу, выглядит особенно драматично.

И второе, на что необходимо обратить внимание, это то, что Пэйн погибает не в конце фильма, как это обычно происходит с главным злодеем. Он погибает от руки своего же помощника, главного локального антагониста фильма – скорости за пять минут до конца фильма, а скорость умирает (сходит до нуля) в самом конце фильма.

 

Подробный анализ событий, собранных в таблицу, приведенную выше, демонстрирует пульсации эмоционального напряжения. А в таблице, приведенной ниже, собраны результаты деятельности локального антагониста в центральной части фильма.

Событие

лок. антагонист

опасность

6

Впереди пробка

скорость

Авария из-за столкновения и, как следствие, взрыв бомбы

7

Машина на перекрестке

скорость

Авария из-за столкновения и, как следствие, взрыв бомбы

8

Пешеход с коляской

скорость

Взрыв из-за торможения

9

Школьники на дороге

Скорость

Взрыв из-за торможения

10

Крутой поворот

скорость

возможность перевернуться и, как следствие, взрыв

11

Гибель пассажирки.

Реализуется.

Скорость

энергия

Пассажирка погибает от взрыва и под колесами автобуса

12

Прыжок через эстакаду

Скорость

высота

Падение в пропасть

17

Эвакуация пассажиров

Скорость

энергия

Упасть под колеса, взрыв бомбы

18

Энни и Трэйвен покидают автобус

скорость

Упасть под колеса, взрыв бомбы

График показывает, как в фильме располагаются сцены, содержащие подготовленные визуальные эффекты, приведенные в таблице.

Чтобы рассмотреть график более подробно откройте его в другой вкладке.

Все ключевые сцены, показанные на этом графике, подчиняются закону трехэтапной структуры.

В некоторых случаях за этапом переживания предыдущей сцены следует этап подготовки к следующей. В других случаях этап переживания одной сцены накладывается на этап подготовки другой.

И необходимо обратить внимание, на то, что, во-первых, от сцены к сцене растет эмоциональное напряжение. Если рассмотреть фрагмент последовательности сцен, показанных на графике, то очень хорошо видно, что последовательность препятствий, вынуждающих снизить скорость автобуса, построена исходя из значимости для героев.

Вот она:

- пробка на дороге, это препятствие из разряда, хорошо известного отечественному водителю – всегда можно обогнуть по обочине

- машина на перекрестке, ситуация сложнее, но также можно обогнуть, поэтому героев загоняют на встречную полосу,

- езда по встречной полосе, тоже пока не смертельно, некоторое количество искореженного металла,

- женщина с коляской, первая угроза жизни, да еще и ребенка, но оказалось, что в коляске банки,

- дети на переходе, а вот это уже прямая угроза жизни детей, здесь начинается основная борьба,

- крутой поворот, эта ситуация угрожает жизни самих героев,

- эвакуация водителя, опасная, но позитивная ситуация,

- гибель пассажирки, уравновешивает предыдущую сцену, чтобы не потерять накала страстей, реальная гибель человека, эта сцена является преамбулой к очень опасной сцене, следующей за ней,

- прыжок через пропасть, самая опасная сцена второй части фильма.

То есть, из приведенного выше видно, что каждая следующая сцена поднимает накал зрительского восприятия.

 

И напоследок... 

...занятные кадры столкновения автобуса с самолетом. Хорошо видно, что автобус был действительно заминирован (террорист не врал :), но заряды в автобусе сработали чуть раньше столкновения с самолетом.

что ничуть не испортило общего впечатления от фильма :)

 

authorКОММЕНТАРИИ

Теги: лкадр, ракурс, композиция кадра, динамическая композиция, крупность, монтаж, визуальные эффекты, спецэффекты, локальный антагонист, законы визуальных эффектов, теория спецэффектов, психология, восприятие, эмоция, зритель, зрелище, персонаж, раскадровка, т

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика