Шестое чувство: Инстинкт самосохранения и кино

Постановка вопроса

Ритуальные танцы первобытных людей, отгоняющие духов, наскальная живопись являлось первыми ростками искусства. И попытки познать природу и попытки самовыражения диктовались одним – страхом перед необъятностью и непостижимостью окружающего мира. Этому страху человек мог противопоставить, с одной стороны, свою возможность накапливать и использовать накопленные знания (рациональное) и, с другой стороны, материализовывать образы своего подсознания (иррациональное). И слово и образ неразрывно связаны в человеке как две стороны одной медали.

В этой статье я попытаюсь проследить взаимосвязь основных психических механизмов. Вполне возможно, что специалисты в области психологии обвинят меня в вульгарном толковании этой науки. Но я сразу оговорюсь: моя цель - не изложение основ психологии, а выявление механизмов восприятия произведений искусства.  

Любопытство и сопереживание

Любой человек — зритель. Что заставляет нас, при погружении в темноту кинозала, внимательно следить за действием на экране и сопереживать киногероям? Из литературы, посвященной драматургии мы знаем, что сначала зрителя надо заинтересовать и только потом он начнет сопереживать.

Вот, что об этом пишет А. Митта: «Наибольшее преимущество драма имеет тогда, когда она максимально использует возможность пробудить эмоции зрителей. Зритель приходит к нам холодный, как собачий нос, загруженный проблемами. Мы должны вырубить его из его мира и погрузить в наш. Для этого нам надо возбудить в нем эмоции, поддерживать эмоции и развивать эмоции до максимальной степени». (Митта А. Кино между адом и раем, М.: Издательский дом «Подкова», 2000., с.29)

Почему заинтересованность зрителя является ключом к сопереживанию героям? Почему мы идем смотреть на действия фокусника? Зачем нам знать, как ему удается вытащить зайца из шляпы? Разве эти знания нам очень важны и так уж необходимы в процессе нашей жизнедеятельности? Зачем мы следим за чужими судьбами и историями? Только лишь для того, чтобы увеличить свой жизненный опыт? А почему сплетни, не имеющие под собой фактической основы, передаются из уст в уста, обрастая все новыми и новыми «фактами»?

Что лежит за нашим любопытством, в чем его корни?

Природа любопытства

Искусство древности зарождалось как реакция человека на окружающий мир, его попытка осознать происходящее вокруг. А окружающий мир ежедневно таил в себе угрозу. Мир был враждебным человеку. Дикая природа, хищники, вражда племен - все это заставляло человека выживать. Функция выживания становилась на первое место: выжить и создать потомство. Эти два фундаментальных закона стоят в основе любого биологического вида. При их несоблюдении биологический вид исчезает с лица Земли. Таковы правила эволюции.

Академик Д. С. Лихачев пишет в своих трудах: «Первобытные люди рисовали бизона с таким необыкновенным умением. Как будто и прогресса в искусстве нет! Да, умение поразительное. Но ведь только бизон, только дикий бык, пещерный медведь? Для того чтобы изобразить цель охоты? Но тогда почему нет уток, гусей, перепелов? Ведь на них тоже охотились? Почему нет проса, репы, а ведь их сеяли? И вот мне представляется, что изображалось в пещерах прежде всего то, чего боялись, что могло нанести смертельный вред. Человек рисовал то, что его страшило. Он нейтрализовал окружающий его мир в том, что несло ему опасность. Отсюда родилось искусство». (Д.С. Лихачев. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПБ.: СПБГУП, 2006, с.5-6.)

Но страх присущ не только творцу, но и потребителю творческого продукта, зрителю, слушателю, - поскольку он присущ всем людям. И при этом, чтобы выжить недостаточно чувства страха, обостряющего чувствительность индивида к реалиям внешнего мира. Это функция поглощения внешних раздражителей. А для того, чтобы выжить необходимо еще и правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого необходимо обладать некими дополнительными свойствами, более высокими, чем у врагов: интеллектом и силой.

Интеллект

Человек, обладающий более высоким интеллектом, способен принимать более верные решения в самых сложных ситуациях. Но что такое интеллект?

Жан Пиаже в своей работе «Психология интеллекта» пишет следующее: «Гибкое, одновременно устойчивое структурное равновесие поведения — вот что такое интеллект, являющийся по своему существу системой наиболее жизненных и активных операций. Будучи самой совершенной из психических адаптаций, интеллект служит, так сказать, наиболее необходимым и эффективным орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений». (Пиаже Ж. Психология интеллекта.  Издательство: Питер, 2003, с.10-11)

Если расчленить поведенческий акт индивида на элементарные фазы  мы получим алгоритм типовой реакции. То есть, можно сформулировать действия человека, ведомого интеллектом как: «Войти в ситуацию, оценить ее, принять решение, изменить ситуацию».

Решение возникшей ситуации

1. Вход в ситуацию.

Жизнь - процесс непрерывный, поэтому мы постоянно «перетекаем» из одной ситуации в другую. Нас постоянно окружают тысячи различных ситуаций. Каждая из них может таить те или иные последствия. Каждая, в зависимости от наших устремлений, может быть нам интересна или нет. Но при одновременном возникновении двух или более параллельных ситуаций мы имеем право выбора: войти в одну из них. Выбор базируется на эмоциональной окраске предлагаемой ситуации. При этом надо заметить, что плотность ситуаций в разных случаях может варьироваться в широком диапазоне. В мирной жизни и на войне плотность поступления ситуаций совершенно различна.

Пример: Вы идете по улице, к вам подходят недоброжелательно настроенные люди. Вы имеете право выбора — вступить в конфликт или уклониться от него. При этом вы эмоционально окрашиваете каждый вариант выбора. Драка — отрицательные эмоции, уклонение, дипломатия — положительные.

2. Контроль ситуации.

Вторая часть этого процесса — оценка ситуации. Мы постоянно, ежесекундно оцениваем окружающую ситуацию. Мы оцениваем ее на улице, переходя дорогу, в кафе, когда нам подают чай, везде. Контроль ситуации бессознательная функция.

Достаточно провести простой эксперимент: разговаривая с человеком, который вас любит, махните перед его лицом рукой. Реакция будет однозначной: человек отпрянет. Почему? Он знает, что вы не хотите причинить ему боль, но рефлекс говорит другое: БОЙСЯ, ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ. Вы подходите к краю платформы на уровне двадцатого этажа, и чувствуете, что вас «тянет» вниз. Почему тянет? Есть ли для этого рациональные объяснения? Нет, поскольку это наше подсознательное  ощущение. Вроде бы эти слова являются поэтической метафорой, но это не так, под каждым термином лежит его смысл.

 Каждый человек носит с собой невидимый предмет, этот предмет называется горизонтом. Китайцы дали своей империи два названия: «поднебесная» и «срединная». Купол неба накрывает тебя, как одеяло, и ты в центре Вселенной… ВСЕГДА. ГОРИЗОНТ, дает тебе ощущение, что ты всегда в центре мира. Название острова Пасхи переводится, как «Пуп земли». Вся первобытная история человека строится на взаимоотношении его, человека, и окружающего мира. Все, что приближается – таит опасность, что удаляется – опасности не несет. Отсюда появляется понятие сферы опасности.

Переходя к практике аудио-визуального производства мы можем вычленить типовой прием, который кочует из фильма в фильм – в глаза зрителя в наиболее эмоционально обостренный момент, будь то авария или взрыв бомбы или падение с обрыва, летит некий предмет. Пример, фильм «Матрица», взрыв лифта и в зрителя летит дверь лифта и огонь. Именно в глаза, он адресован зрителю.

Рассмотрим понятие крупного плана. Известно, что крупный план применяется для акцентирования внимания. То есть, иными словами, крупный план предназначен для того, чтобы рассмотреть некоторые элементы объекта - счастливое выражение лица героя, трясущиеся руки преступника и так далее. Но к крупному плану можно подойти и с другой стороны. Мир, который видит зритель, ограничен рамкой кадра. То, что существует за рамкой, для зрителя недоступно.

Зритель может домыслить недостающее, но не увидеть. То есть, чем крупнее план тем меньше у зрителя шансов контролировать ситуацию. Прием использования монтажа на крупных планах давно используется при создании фильмов ужасов. Нам показывают крупными планами чьи-то руки, которые перебирают медицинские инструменты или другие действия, связанные с неприятными для зрителя ощущениями: тревожный антураж, вызывающее отвращение окружение, например, насекомые, порванные фотографии, слизь, паутина и так далее. Мы понимаем, что это маньяк, готовящийся к очередному злодейству.

Но более всего нас пугает не то, что мы видим, а то, что не видим. Мы находимся в условиях недостатка информации, и это вызывает у нас чувство страха. Страх появляется на основе невозможности контролировать ситуацию, которая искусственно ограничена рамкой кадра.

3. Принятие решения.

Изучению механизма принятия решений посвящена обширная научная литература, рассматривающая этот механизм с различных точек зрения и в разных аспектах. Мы оценили ситуацию и готовы принять решение. Но на принятие решения необходимо время. То есть к моменту принятия решения ситуация уже изменилась. Поэтому принятие решения связано с очень важным механизмом  - способностью индивида предвидеть развитие ситуации.

Понятие «интеллект» характеризуется как способность предвидеть последствия своих действий. И действительно, индивид, который может предсказать, как та или иная ситуация будет развиваться, оказывается более защищенным во враждебном окружающем мире. То есть, чтобы быть защищенным, индивид должен ежесекундно оценивать ситуацию и координировать в соответствии с ней свои действия. Но для того, чтобы действия индивида были своевременными, он должен все время немного забегать вперед, в будущее. У человека нет возможности прямо заглянуть в будущее. Все, что мы можем - это предположить с той или иной степенью вероятности, что может произойти в будущем. А для того, чтобы сделать такую пролонгацию, мы должны обладать опытом и знанием о различных возникающих ситуациях. Выживает тот, кто предскажет результат более точно, чем другие. Соответственно, чтобы способность предвидения у индивида  работала наиболее точно, он постоянно должен копить знания и опыт, собирая максимально разнообразную информацию. Таким образом, у человека должен развиться психологический механизм, который побуждал бы его, человека, естественным образом накапливать необходимую информацию. Этот механизм и есть любопытство.

Любопытство не является функцией чисто информационной. Каждое событие мы оцениваем эмоционально. Так называемая эмоциональная окраска события. Таким образом, в нашей памяти хранится набор типовых ситуаций, и каждая из них имеет свою эмоциональную окраску, положительную или отрицательную. Оба процесса непосредственно связаны друг с другом.

Ж. Пиаже: «Поскольку чувство в какой-то мере направляет поведение, приписывая ценность его целям, следует ограничиться констатацией того факта, что именно чувство дает действию необходимую энергию, в то время как знание налагает на поведение определенную структуру». (Пиаже Ж. Психология интеллекта.  Издательство: Питер, 2003, с.8)

Там же: «Аффективная и когнитивная жизнь являются, таким образом, неразделимыми, оставаясь в то же время различными. Они неразделимы, поскольку всякий взаимообмен со средой предполагает одновременно и наложение структуры, и создание ценностей (структуризацию и валоризацию); но от этого они не становятся менее различными между собой, поскольку эти два аспекта поведения никак не могут быть сведены друг к другу. Вот почему даже в области чистой математики невозможно рассуждать, не испытывая никаких чувств, и, наоборот, невозможно существование каких бы то ни было чувств без известного минимума понимания или различения». (Пиаже Ж. Психология интеллекта.  Издательство: Питер, 2003, с.9)

Таким образом, мы можем представить внутренний опыт индивида как некий набор дуальных пар:

ЗАПОМНЕННАЯ СИТУАЦИЯ = {ЗНАНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА}

И при возникновении новой ситуации индивид достает из памяти, из списка запомненных ситуаций, наиболее подходящую. Причем поиск подходящей ситуации ведется по ее наиболее благоприятной эмоциональной оценке.

Но накапливаемая информация должна быть определенным образом осмыслена и переработана. Для этого природа создала другой механизм - механизм принятия решения.

Механизм принятия решения

Механизм принятия решения совершенствуется по мере развития индивида. Парадоксально, но ребенку нельзя говорить: «Нельзя», поскольку его реакция на запрещающее указание взрослого определяется не испорченностью ребенка, а попыткой проиграть возникшую ситуацию и оценить последствия. Маленький ребенок еще не научился проигрывать и оценивать ситуации в своем воображении, ему необходимо физическое действие. Тем не менее, механизм принятия решения сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Каждое элементарное событие мы проигрываем в своем воображении и оцениваем его последствия, тем самым создавая платформу для принятия решения.

Изучая процессы творчества, Я. А. Пономарев экспериментально подтвердил, что по мере развития и взаимодействия с окружающим миром ребенок проходит ряд этапов развития. Пономарев вводит понятия «внутреннего и внешнего планов». На первых двух этапах развития ребенок манипулирует во «внешнем плане», то есть с реальными предметами, используя метод проб и ошибок. На третьем и четвертом этапах он уже манипулирует во «внутреннем плане», то есть в уме, так же используя метод проб и ошибок. И только на последнем, пятом этапе ребенок научается решать задачу во «внутреннем плане» не методом проб и ошибок, а анализируя структуру задачи и строя план ее решения. (Пономарёв Я. А. Психология творчества. M. Наука. 1976, с.186-189)

«Деятельность человека во внутреннем плане, «в уме» есть, как известно, интериоризованная форма внешней деятельности.» (Пономарёв Я. А. Психология творчества. M. Наука. 1976, с.118)

Трехэтапная структура восприятия

Все приведенные выше рассуждения касаются реальности, но воспринимая изображение на экране, зритель находится в такой же ситуации, как и в реальной жизни. Предлагаемая ему последовательность монтажных планов заставляет его постоянно оценивать ситуацию и принимать решения за героев на экране. Когда зритель погружается в зрелище, он принимает правила игры, по которым строится это зрелище.

В своей статье «Правдивая ложь: Законы визуальных эффектов» я показал, что любая законченная сцена фильма состоит из трех составляющих: подготовки, демонстрации и переживания. Такая структура является результатом действия механизмов, открытых академиком Я. А. Пономаревым.  

Этап подготовки соответствует входу в ситуацию. На этом этапе мы концентрируем свое внимание на ситуации, мы в нее погружаемся. Если создатели фильма вызвали наш интерес, то мы входим в эту ситуацию, если — нет, то мы остаемся «с холодным носом», у нас отсутствует сопереживание. Собственно сопереживание это эмоциональная оценка ситуации. Чем выше оценка, тем важнее для нас эта ситуация.

Этап демонстрации разворачивает перед нами события ситуации, в этот период времени мы только поглощаем информацию.

Этап переживания. Здесь мы осознаем увиденное и даем ему эмоциональную оценку.

В итоге

В результате возникает следующая картина.

Биологический инстинкт самосохранения порождает необходимость постоянно контролировать ситуацию. В свою очередь необходимость контролировать ситуацию требует от индивида наличия двух качеств: постоянно накапливать и эмоционально оценивать информацию о разнообразных ситуациях окружающей действительности (этот механизм реализуется за счет любопытства) и способность предсказывать возможные изменения в развитии событий. Способность предсказывания реализуется на основе механизма принятия решения. Механизм принятия решения включает в себя два аспекта: уровень интеллекта определяет точность решения задачи, эмоциональная оценка события является ключом к поиску правильного решения в будущем. Трехэтапная структура восприятия основывается на самоидентификации зрителя с героем предлагаемого  зрелища. В процессе самоидентификации стирается грань между восприятием зрелища и реальности.

authorКОММЕНТАРИИ

Теги: композиция кадра, монтаж, визуальные эффекты, спецэффекты, законы визуальных эффектов, теория спецэффектов, эмоция, зритель, психология, восприятие, зрелище, персонаж, раскадровка, трюк, потоки восприятия, инстинкт самосохранения, любопытство, трехэтапная

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика