Вторая жизнь эффектов: Скрытая склейка

Почему-то обычно предполагается, что в новом фильме все должно быть "новым" и эффекты здесь не являются исключением. Хотя в действительноститакого не происходит. В статье "Классификация визуальных эффектов" я продемонстрировал, что технологий спецэффектов насчитывается всего пара десятков. И многие из них придуманы в незапамятные времена. Вот об одном из таких приемов мы и поговорим в этой статье.
Смысл этого приема заключается в следующем. Во время съемки действия камера останавливается, часть мизансцены меняется и съемка продолжается. Если все сделано точно, то зритель не фиксирует остановку камеры, а видит изменения, которые для него произошли внезапно. Этот прием называется "стоп-камера". Как мы видим название основывается на технической сути приема. Еще капитан Врунгель говорил, что как корабль назовешь, так он и поплывет. "Стоп-камера" является частным случаем использования приема, который я назвал "скрытая склейка", монтажная склейка между двумя кадрами, которую зритель не замечает. То есть зрителю кажется, что он видит единый съемочный план, хотя на самом деле ему последовательно демонстрируют два  плана. Современные средства кино-, видеопроизводства расширили возможности скрытой склейки, но фактически идея эффекта - сделать монтажную склейку незаметной зрителю - не изменилась с момента его изобретения.

Уникальность скрытой склейки состоит еще и в том, что это первый визуальный эффект в истории кинематографа. Впервые она появилась в 1896 году (через год после официальноо пождения кинематографа) в фильме Жоржа Мельеса "Исчезновение дамы в театре Робера Удена". Давайте посмотрим этот фильм :)

Исчезновение дамы, реж. Дж. Мельес, 1896 г.

Толчком для создания первого визуального эффекта послужила случайность. Строго говоря если бы не эта случайность, то произошла бы какая-то другая и кино, важнейшее из искусств, все равно обзавелось бы арсеналом визуальных эффектов. Это переломное событие произошло в 1896 году, менее чем через год после памятной демонстрации фильма "Прибытие поезда" братьев Люмьер. Кинокамеру Жоржа Мельеса заело, пленку поправили и съемку продолжили. А когда Мельес увидел проявленный материал он понял, что таит в себе технология киносъемки. И он начал фантазировать и экспериментировать. Жорж Садуль в своей "Всеобщей истории кино" так описал воспоминания Жоржа Мельеса (Ж. Садуль. Всеобщая история кино, том 1. - М.: "Искусство", 1958, с. 210-211.).

"В конце 1896 года случай, происшедший во время съемок одной «уличной сценки» в Париже, натолкнул Мельеса на его первый трюк. 
Вот как он рассказывает об этом происшествии: «Хотите ли вы знать, как мне впервые пришла в голову мысль о применении трюка в кинематографии? Да очень просто. Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. 
Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен – Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины – в женщин.

Трюк с заменой и трюк с превращением были найдены, и два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, которые имели громадный успех».
Жорж Садуль продолжает: "Мельес после счастливой случайности на площади Оперы понял, что он может снять в Монтрэ один из знаменитейших номеров Робер-Удэна «Похищение дамы» фокусника Буатье де Кольта без всяких приспособлений, употреблявшихся на сцене.
Сделано это было очень просто. Мельес в костюме фокусника производил несколько пассов над дамой, сидящей в кресле. Потом останавливали съемку на несколько секунд, когда Мельес застывал в неподвижности, а дама быстро убегала. После этого Мельес возобновлял свои магические манипуляции, и съемка продолжалась.

При проекции никто не замечал остановки, необходимой для исчезновения, и иллюзия была полной.".
Жорж Мельес активно начал использовать этот прием. Но везде он использовался только как стоп-камеру: остановка камеры для того, чтобы произвести замену объектов в кадре. Скрытая склейка является по сути дела технически точно тем же приемом, что и стоп-камера. Различие состоит только в сфере использования. Стоп-камера соединяет две съемки одного и того же объекта, в то время как скрытая склейка может соединить два разных объекта.
Обратимся к современному кинематографу и посмотрим как он использует скрытую склейку.
Фильм 1998 года выпуска "Блейд" режиссера Стивена Норрингтона повествует о непримиримой борьбе людей и вампиров. Ключевая сцена фильма, в которой главный герой (Блейд) уничтожает главного антагониста, вампира (Фрост), воткнув в его голову шприц с антивампирином.

Фрагмент из фильма "Блейд", реж. С. Норрингтон, 1998

В этом фрагменте кадр втыкания шприца сделан по методу скрытой склейки. Зритель видит кадр как единое целое, хотя реально съемок две: отдельно снят удар Блейда ногой по шприцу и отдельно голова Фроста с уже приклеенным шприцем. Интересно то, что, если присмотреться, то видно, что реальный шприц летит вверх, а не в сторону Фроста, и зритель на реальный полет шприца не обращает внимания. В основе этого явления лежит "стереотип смысла" - зритель уже знает, что в этом кадре шприц должен достигнуть головы антагониста, и верит, что камера следит за полетом шприца.
В этом огромная сила приема скрытой склейки - она создает ощущение того, что все события в кадре реально одновременны, то есть магическое "здесь и сейчас". 
А вот еще два примера из одного и того же фильма и, даже, из одной и той же сцены. Фильм "Война миров", реж. Ст. Спилберга, 2005 года. Сцена бегства главного героя с детьми от вторжения.

Фильм "Война миров", самый длинный кадр. 

Длина плана две с половиной минуты. В этом кадре несколько десятков скрытых склеек. Часто в роли склейки выступают проезжающие по переднему плану автомобили. Для создания кадра использовались два типа съемок: с платформы, движущейся параллельно с автомобилем, и хромакейной съемки крупных планов вблизи от автомобиля. В результате камера перемещается в пространстве по такой траектории, которую в реальности получить практически невозможно.

Фильм "Война миров", подмена автомобиля.

Современные визуальные эффекты могут использовать скрытую склейку не только для всего кадра, но и для его части или даже для одного из объектов. В этом кадре произведена подмена реально едущего автомобиля на автомобиль, снятый на хромакее. Грамотная работа камерой дополнительно маскирует подмену автомобиля. Цель подмены очевидна - замена автомобиля происходит в тот момент, когда взрыв начинает распространяться на пространство за автомобилем. А поскольку взрыв синтезирован на компьютере, то проще интегрировать автомобиль, снятый на хромакее. 
А вот еще один пример использования скрутой склейки в современном кинематографе. 

Фрагмент фильма "Комната страха", реж. Д. Финчер, 2002

Этот кадр общей длиной 2 мин 40 сек состоит из большого количества отдельных съемок. Склейки в нем прячутся различными методами. Например, по границе таких элементов здания как пол или притолока. 

Я привел всего несколько примеров, хотя в реальности их гораздо больше. Как мы видим скрытая склейка продолжает служить и в наше время, хотя ее рождение обязано случаю, произошедшему на заре кинематографа, и удивительной прозорливости первого режиссера и супервайзера :) визуальных эффектов, гениального Жоржа Мельеса.

authorКОММЕНТАРИИ

Теги: визуальные эффекты, спецэффекты, восприятие, зритель, зрелище, трюк, классификация спецэффектов, хромакей, композитинг, заплатка

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика