Путь Джедая: Визуальные эффекты и персонаж. Часть 2


Классификация персонажей



Принципы классификации

Эффекты являются тем инструментом, который позволяет визуально обострить конфликт между героем и миром истории. Таким образом визуальные эффекты оказывают прямое влияние на нарративную природу аудио-визуального произведения. Соответственно возникает прямое влияние визуальных эффектов и на облик персонажа и его физические способности. Поэтому оправданно сделать попытку классификации персонажей с учетом влияния на них визуальных эффектов.

Рассматривая эту связь мне удалось отыскать единственную классификацию персонажей близкую по целям. Эта классификация, на которую ссылается А. Н. Митта  (А. Н. Митта, «Кино между адом и раем», М.: Подкова, 2000, С. 76), включает в себя четыре категории персонажей: «наши знакомые», «андердоги», «потерянные души» и «идолы». Классификация делит персонажей в зависимости от уровня конфликта, который им приходится преодолевать. Но в ней, с моей точки зрения, большее внимание уделяется самому конфликту и уровню энергии, содержащейся в нем, в то время как природа самого персонажа является вторичной. Учитывая, что уровень конфликта всегда коррелируется с возможностями персонажа, по этой классификации можно составить лишь впечатление о предельных возможностях персонажа.

Проанализировав более трехсот наиболее известных фильмов, созданных за период с 1896 года по конец 2010 года, я взял на себя смелость классифицировать персонажей, опираясь на их свойства. В основе этой классификации лежат три принципа.

 

ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ПРИЗНАК ДЕЛЕНИЯ
По типу актера какой тип актера лежит в основе персонажа
По типу облика персонажа какой тип внешнего облика имеет персонаж
По принадлежности к миру, в котором родился персонаж  реальный, фантастический, сказочный, мистический

 

Классификация по типу актера

Классификация по типу актера рассматривает все многообразие персонажей с точки зрения методов и средств, необходимых для  создания их визуального образа.

Персонаж-человек - персонаж, создаваемый актером-человеком без использования визуальных эффектов (или визуальные эффекты используются таким образом, чтобы оставить у зрителя ощущение от персонажа, как обычного, реального человека). Необходимо оговориться, что обычный актерский грим к визуальным эффектам не относится.

Ярким примером подобного персонажа может служить Джеймс Бонд, герой двадцати двух фильмов, таких как «Доктор Но» режиссера Т. Янга (1962), «Никогда не говори никогда» режиссера И. Кершнера (1983), «Лицензия на убийство» режиссера Д. Гленна (1989), «Золотой глаз» режиссера М. Кэмпбелла (1995), «Завтра не умрёт никогда» режиссера Р. Споттисвуда (1997), «И целого мира мало» режиссера М. Эптеда (1999), «Умри, но не сейчас» режиссера Л. Тамахори (2002), «Казино Рояль» режиссера М. Кэмпбелла (2006), «Квант милосердия» режиссера М. Форстера (2008). Несмотря на все сложности ситуаций, в которые попадает этот герой, он демонстрирует находчивость и изворотливость, не выходя за рамки физических возможностей реального человека.

Персонаж-сверхчеловек - персонаж, создаваемый актером-человеком с применением цифровых или натурных визуальных эффектов. Визуальные эффекты могут использоваться как для изменения облика персонажа (например, великан, вампир, гномик, чудовище Франкенштейна), так и для придания ему динамики движений, невозможной для обычного человека (Тринити, героиня фильма «Матрица», показывающая нереальную динамику во время сцены погони). Эта категория персонажей достаточно широка и охватывает многие из жанров. Так в фильме «Форест Гамп» бывший однополчанин Фореста Гампа предстает перед зрителем инвалидом, потерявшим ноги на войне. Персонажи этого типа характерны для фильмов военной тематики, поскольку для имитации различных ранений и травм обычно используются натурные или цифровые эффекты. Другим примером могут служить фантастические персонажи из трилогии «Властелин колец» режиссера П. Джексона (2001-2003), такие как орки, эльфы, гномы. Волшебник Гэндальф по сюжету, в силу расовых отличий более высокого роста, чем другие персонажи трилогии - хоббиты. Для того, чтобы добиться этого эффекта использовался целый ряд приемов визуальных эффектов, как цифровых, так и натурных. Другим примером использования персонажа этого типа может служить голова богатыря из фильма «Руслан и Людмила» режиссера А. Птушко (1972).

Натурный персонаж - персонаж, создаваемый с помощью натурных эффектов. К этой категории можно отнести насекомых, героев всех фильмов В. Старевича, Кинг-Конга, лилипутов из фильма «Новый Гулливер». Как уже упоминалось, первый натурный персонаж был создан в 1912 году для фильма «Завоевание полюса».

Часто для оживления (частично или целиком) самых различных персонажей, не имеющих анатомического сходства с человеком, используется актер-кукловод. Так, например, в телевизионном фильме «Прогулки с динозаврами» (телевизионный канал BBC, 1999) крупные планы голов динозавров, жующих листву, делались с помощью так называемых «чулок». «Чулок» это латексный пустотелый муляж головы, в который кукловод вставляет руки и, двигая ими, осуществляет анимацию персонажа.

Цифровой персонаж - персонаж, создаваемый с помощью цифровых эффектов, например: Джар Джар Бинкс («Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза»); доктор Аки Росс и другие персонажи фильма «Последняя фантазия: Духи внутри»; Горлум (трилогия «Властелин колец»); дракон, герой фильма «Сердце дракона» режиссера Р. Коэна (1996); кот Гарфилд из одноименного фильма «Гарфилд» режиссера П. Хьюита (2004).

Персонаж-ансамбль - персонаж, создаваемый ансамблем из актеров и визуальных эффектов. Наиболее показательным примером опыта создания такого персонажа можно считать героя фильма «Загадочная история Бенджамена Баттона». Также яркими примерами являются герои фильмов «Годзилла» и «Маска». Среди персонажей-животных наиболее показателен герой фильма «Бэйб: Четвероногий малыш» режиссера К. Нунена (1995), который создавался с помощью использования реального поросенка и цифровой модели.

Цифровые технологии открыли перед кинематографом широкий спектр новых возможностей, которые повлияли и на развитие персонажей, при этом разнообразие цифровых приемов отразилось в первую очередь на методах визуального воплощения. Поэтому автор посчитал необходимым проанализировать частные случаи «цифровых персонажей»:

Цифровой дублер – цифровой персонаж, подменяющий реального актера в трюковых сценах, или сценах, где участие человека невозможно. Примером могут служить общие планы элитной конницы Тамуджина в финальной битве фильма «Монгол», в которых и всадники и лошади были синтезированы на компьютере.

Клон – персонаж, которого играет реалистичная цифровая копия реально существующего или существовавшего человека. В истории кинематографа на сегодняшний момент существует два примера, когда актеры были реконструированы после смерти. Это Л. Оливье в фильме «Небесный капитан и мир будущего» режиссера К. Конрана (2004) и М. Брандо в фильме «Возвращение супермена» режиссера Б. Сингера (2006). Образ экс-президента США Дж. Буша был портретно реконструирован в фильме «Смерть президента» режиссера Г. Рэнджа (2006), а в короткометражном фильме «Гамлет» (РЕН-ТВ, 2002) были портретно реконструированы политики В. Путин, Б. Ельцин и В. Волошин. Американский канал Mini Movie Channel выложил в Интернет короткометражные фильмы, в которых фигурируют цифровые копии американских политиков и актеров: Б. Обама, Дж. Буш, Х. и Б. Клинтон, С. Джексон, М. Гибсон, К. Уинслетт и другие.

Гость – персонаж, портретный образ которого вводится в реальную хронику средствами цифровых эффектов. Так в фильм «Форест Гамп» были включены хроникальные кадры, в которых главный герой картины общался с президентом США Р. Рейганом и певцом Дж. Ленноном, подобный прием с ведущим был повторен в цикловой аналитической передаче Российского телеканала НТВ «Намедни».

 

Классификация по типу облика персонажа

Классификация по типу облика персонажа представляется автору следующей. В силу того, что подобная классификация предлагается впервые, автор понимает, что обозначение типов персонажей может быть в дальнейшем изменено, а классификация – подвергнута корректировке.

Человек – персонаж-человек, визуальный облик и физические возможности которого не выходят за рамки реального мира, при этом персонаж такого типа может действовать в фильме любого жанра, например: Индиана Джонс, Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, доктор Кроув ("Шестое чувство", реж. М. Шьямалан, 1999), доктор Аки Росс из фантастического фильма «Последняя фантазия: Духи внутри».

Сверхчеловек – персонаж-человек, визуальный облик и/или физические возможности которого выходят за рамки возможностей реального человека. Такой персонаж может иметь измененный, отличный от обычного человеческого, облик, как герой фильма «Франкенштейн», или, при наличии обычного облика реального человека, иметь специфические суперспособности, какими обладают герои сериала «Герои», которые могут летать, оживать после смерти или останавливать время и так далее. Возможны варианты, когда персонаж объединяет в себе и измененный облик и расширенную динамику.

Гуманоид – человекообразный персонаж, образ которого подразумевает облик, отличный от человеческого, но построенный на его основе. Эти персонажи являются выходцами из разных миров: сказочного, фантастического и мистического. Примеры гуманоидов из мистического мира: чудовище Франкенштейна, Дракула, Хэллбой («Хеллбой: Герой из пекла», реж. Г. дель Торо, 2004), демон («Затащи меня в ад», реж. С. Рэйми, 2009); фантастических гуманоидов: хищник («Хищник», реж.  Дж. МакТирнан, 1987), роботы-андроиды из фильмов «Мегаполис», саги «Звездные войны», «Планета бурь» («Планета бурь». реж. П. Клушанцев, 1961), «Искусственный разум».

Животное – персонаж, являющийся реально существующим животным, например, Мухтар («Ко мне, Мухтар», реж.  С. Туманов, 1964), Бетховен («Бетховен», реж. Б. Левант, 1992), Лесси («Лесси», реж. Д. Питри, 1994), Бейб.

Зооморф – персонаж, создаваемый на основе анатомии животного, но образ которого является выдуманным, таким как гигантская анаконда («Анаконда», реж. Л. Ллоса, 1997), Годзилла  или Кинг-Конг.

В большинстве случаев анатомия зооморфа представляет собой компиляцию органов различных животных. Ярким примером такой компиляции является «шарктопус» («Шарктопус», телефильм, реж. Д. О’Брайен, 2010), помесь акулы и спрута, или животные, которых использовали всадники-орки вместо лошадей из трилогии «Властелин колец», явно похожи на компиляцию из головы волка и тела льва. Поэтому этот тип персонажа вплотную примыкает к следующему элементу классификации - метисам. Хотя метисы  - более широкий класс, так как включают в себя не только животных, но и все остальные типы.

Метис – персонаж, образ которого является компиляцией других известных образов, например: кентавр, шарктопус, киборг-робокоп («Робокоп», реж. П. Верховен, 1987).

Существо – персонаж, образ которого является выдуманным, не имеющим прототипов в реальной жизни, например: робот, герой фильма «Короткое замыкание» режиссера Дж. Бэдэма (1986); робот-андроид из фильма «Я, робот», чужой, Солярис, Джар-Джар Бинкс, инопланетяне их фильма «Район №9» режиссера Н. Бломкампа (2009), Монстро.

Трансформер – персонаж, в основе образа которого лежит несколько обликов, например: человек-невидимка, оборотень, Халк, робот модель «Т-1000», Маска, герои фильмов «Дом большой мамочки», «Тутси», «Миссис Даутфайер», «Чокнутый профессор» режиссера Т. Шедьяка (1996).

Мультперсонаж – анимационный персонаж, оказавшийся в реальном мире, как например: кролик Роджер («Кто подставил кролика Роджера», реж. Р. Земекис, 1988), мультгерои фильма «Космический джем» режиссера Дж. Питки (1996), Гарфилд, малыш Стюарт («Стюарт Литтл», реж. Р. Минкофф, 1999), Скуби-Ду («Скуби-Ду», реж. Р. Госнелл, 2002).

 

Классификация по принадлежности к миру 

Классификация по принадлежности к миру, из которого появился персонаж, может быть весьма условна, но мне кажется, что без нее классификация персонажей была бы неполной. Она включает в себя четыре типа персонажей: реальных, фантастических, сказочных и мистических.

Реальные персонажи – реальными персонажами являются все персонажи, которые родились в том же реальном мире, в котором живет зритель. Примером реального персонажа может служить герой боевиков, Джеймс Бонд, подробно рассмотренный ранее.

Фантастические персонажи – к фантастическим персонажам можно отнести инопланетян, клонов, мыслящих роботов и разумные компьютерные программы, то есть всех персонажей, пришедших из миров, в которых технический прогресс превосходит уровень технического развития нашего реального мира. При этом реальный мир, в котором обитает зритель, становится фантастическим с появлением в нем таких персонажей, как Монстро («Монстро», реж. М. Ривес, 2008), Терминатор, Человек-паук, Халк, Бэйб, Хэнкок («Хэнкок», реж. П. Берг, 2008) или герой фильма «Искусственный разум».

Сказочные персонажи – персонажи, населяющие фэнтэзийные и сказочные миры.  Сказки стали едва ли не первыми сюжетами фильмов на заре кинематографа. От фильмов первой половины ХХ-го века: «Морозко», «Багдадский вор», «Руслан и Людмила», «Волшебник страны ОЗ»,  до современных: «Властелин колец», «Десятое королевство» («Десятое королевство», сериал, Sky One, NBC, 1999), серия фильмов о Гарри Поттере.

Мистические персонажи – персонажи, пришедшие из потустороннего мира или имеющие с ним непосредственную связь. К ним относятся вампиры и оборотни, демоны и ангелы, колдуны и ведьмы. Самыми яркими мистическими персонажами являются Дракула («Дракула», реж. Ф. Ф. Коппола, 1992), Вий («Вий», реж. Г. Кропачев, 1967), вернувшийся из небытия египетский царь из фильма «Мумия» («Мумия», реж. С. Соммерс, 1999), герой фильма «Призрак оперы» («Призрак Оперы», реж. Д. Литтл, 1989), различные виды зомби, которым посвящены множество фильмов и сериалов. С мистическими персонажами борются герои сериалов «Сверхестественное» («Сверхестественное», The WB Television Network, 2005-2010) и «Зачарованные»  («Зачарованные», The WB Television Network, 1998-2006).

Необходимо оговориться, что в одном и том же фильме могут участвовать персонажи, родившиеся в разных мирах. Так в фильме «Чужой» наравне с фантастическим персонажем действуют реальные персонажи, перемещенные из реального мира в мир фантастический. Реальные персонажи являются определенной точкой отсчета для зрителя, какими бы фантастическими персонажами не был населен мир фильма. Трудно назвать хотя бы один игровой фильм, в котором отсутствовали ли бы реальные персонажи. Исключение составляют фильмы В. Старевича, которые, по-видимому, именно по этой причине и были причислены к жанру мультипликации.

Таким образом можно сделать вывод, что наличие реальных персонажей в аудиовизуальном произведении является необходимым условием отнесения его к категории игрового кинематографа. Анализ этой темы автор предполагает провести в дальнейших исследованиях.

 

Классификация персонажей массовых сцен 

В фильмах, в которых используются массовые сцены, необходимые для создания атмосферы картины, для реализации этих сцен требуются большие скопления персонажей. Эти персонажи вынесены автором в отдельную классификацию в силу специфичности актерской задачи.

По методу реализации персонажей массовых сцен можно разделить на четыре категории: съемочные, размножаемые, натурные и цифровые.

Съемочные – большие скопления актеров массовых сцен, приглашаемых на съемочную площадку.  Таким способом создавались войска в фильме «Война и мир» («Война и мир», реж. С. Бондарчук, 1965). Этот метод оказался не только дорогостоящим, но и существенно замедлял съемочный процесс, так как требовал управления большими группами людей. Поэтому специалисты искали другой способ создания людских масс.

Такой способ был найден – размножение.


Размножаемые – многократное тиражирование небольших групп съемочных персонажей. Изначально было разработано размножение персонажей с помощью линзовых или зеркальных оптических систем. Но несовершенство метода было очевидным, так как зритель замечал границы между размножаемыми областями.

Размножение актеров массовых сцен стало возможно с появлением компьютерных технологий. Так демонстранты в фильме «Форест Гамп» были размножены с помощью цифровых технологий. Таким же методом размножались войска в фильмах «Монгол», «Турецкий гамбит» и многих других.


Натурные – замена актеров массовых сцен на макеты или манекены, создаваемые средствами натурных спецэффектов. В фильме «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза», в сцене гонки, зрители, сидящие на трибунах, были созданы из маленьких кусочков дерева размером чуть больше спички. Эти микроманекены были укреплены на пружинках и обдувались струей воздуха их вентилятора, благодаря которой они приходили в хаотичное движение.


Цифровые – внедрение в кадр больших групп анимированных цифровых персонажей. В том же фильме, «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза», в финале, толпы народа стекаются ко дворцу праздновать победу. Для создания реалистичности была разработана специальная программа «Массив», которая позволяла задать каждому цифровому персонажу цель. Также в трилогии «Властелин колец» с помощью цифровых технологий были синтезированы массовые батальные сцены. Развитие цифровых технологий и их удешевление позволили использовать цифровых актеров массовых сцен не только в высокобюджетных кинофильмах, но и в сериалах. Так в сериале «Ходячие мертвецы» («Ходячие мертвецы», AMC, 2010), вышедшем на телеэкраны в 2010 году, массы бредущих зомби второго плана являются цифровыми актерами.

 

И в заключение

Из исторического обзора развития способностей персонажей и приведенной классификации видно, что визуальные эффекты начали оказывать влияние на персонажа уже на ранних этапах истории кинематографа и всегда сопутствовали персонажу, помогая ему в реализации поставленных перед ним нарративных задач.

authorКОММЕНТАРИИ

Теги: визуальные эффекты, спецэффекты, персонаж, классификация персонажей

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика