Структура визуальных эффектов

Тайные лаборатории создателей спецэффектов

Однажды мне в руки попался фантастический роман 1938 года выпуска. Как сейчас помню он назывался "Генератор чудес". О чем эта увлекательная книга я не помню. Но одна из первых фраз мне запомнилась на всю жизнь. "Все пространство под столами, подоконник, полки на стенах заняты непонятными электроаппаратами, аккумуляторами и всяким радиолюбительским хозяйством". Когда заходит разговор о визуальных эффектах и их таинственных возможностях я всегда вспоминаю эту фразу про непонятные электроаппараты.

Существует устойчивое мнение, что визуальные эффекты это некая особая таинственная область деятельности и царят в ней совершенно особые люди, эдакие колдуны не от мира сего. В одном из выпусков документального сериала о киноэффектах "Science of the movies" канала Discovery журналист, обращаясь к специалистам по цифровым эффектам, так и говорит: "Вы, наверное, инопланетяне". Отчасти он прав. Цифровые технологии создавали люди изначально весьма далекие от кино. Да к тому же компьютеры как все новое и непознанное вызывали священный ужас, а уж о тарабарском языке, на котором общаются эти люди и говорить не приходится.

Безусловно специалист по визуальным эффектам должен обладать навыками работы в различных (графических и не только) компьютерных программах. И в этом нет ничего удивительного. Мы же не удивляемся тому, что художник по костюму должен уметь кроить и шить платье и владеть навыками использования швейной машинки, оператор уметь пользоваться съемочной камерой, гример - гримом.

Почему это нас не удивляет? Потому, что мы в общих чертах знаем в чем заключается работа художника или оператора. И хотя мы знаем, какие действия оператор производит с камерой, это совершенно не означает, что взяв в руки камеру мы, не специалисты, создадим шедевр операторского искусства. Но мы знаем, что оператору нужны камера, набор оптики и дополнительное оборудование (штатив, кран, рельсы, стедикам и т.д.). Кроме того мы знаем, что если оператор имеет талант, опыт работы и соответствующее образование, то он сможет решить любые поставленные перед ним операторские задачи. И в выборе конфигурации оборудования и в методе съемки мы полностью полагаемся на его компетентность. То же самое мы с уверенностью можем сказать практически о любой кинематографической или телевизионной профессии. И только на специалистов по визуальным эффектам это правило не распространяется. А если быть более точным, то обычно это в первую очередь касается специалистов по цифровым эффектам. Этому способствует большое количество различных печатных и электронных изданий, которые подробно расписывая как делались те или иные эффекты не проясняют картину, а наоборот ее затуманивают ("Причины по которым нежелательно, чтобы зритель понял как это сделано")
Отсюда можно сделать вывод: чтобы особенности профессии стали понятны, необходимо в общих чертах представлять принципы ее (профессии) функционирования и инструменты, которыми располагают соответствующие специалисты. 
Вот я и попытался разложить по полочкам, систематизировать свойства визуальных эффектов и лежащие в их основе закономерности.

В результате сами собой образовались пять разделов:

 

Классификация визуальных эффектов 

Если поинтересоваться в специализированных источниках информации какие существуют виды визуальных эффектов, мы скорее всего увидим "технологическую" классификацию, которая будет делить визуальные эффекты на оптические, механические, компьютерные и так далее. На самом же деле до тех пор пока к визуальным эффектам будет отношение как к набору отверток, они таковыми и будут.  Как говорил капитан Врунгель: "Как корабль назовешь, так он и поплывет". А если посмотреть на историю визуальных эффектов, то становится ясно, что их можно классифицировать с совершенно других позиций.   

 

Лоскутное одеяло: Визуальные эффекты и кадр

Конечной целью применения визуальных эффектов является создание кадра. Исходя из этого можно попытаться представить себе как этот кадр формируется средствами визуальных эффектов. Разобравшись с этим процессом становится ясно, что "не так страшен черт, как его малюют", визуальные эффекты это вполне понятная и стройная система, а не набор шаманских заклинаний, чтобы делать визуальные эффекты не обязательно быть инопланетянином. 

  

Правдивая ложь: Законы визуальных эффектов

Визуальные эффекты применяются в нарративных (рассказывающих) видах искусства, таких как кино и телевидение. Соответственно они подчиняются действующим в этих видах искусства законам. Но, помимо этого, они также подчиняются законам, присущим только им самим. И что особенно важно, огромную роль играют законы зрительского восприятия.   

  

Путь Джедая: Визуальные эффекты и персонаж

За историю кинематографа визуальные эффекты немало поработали на облик и возможности персонажа. Можно сказать, что история развития киноперсонажа это история соперничества актеров и специалистов по визуальным эффектам. На иллюстрации между героями Тома Хенкса и Роберта Дауни младшего стоит еще один персонаж, но мы его не видим, потому что это человек-невидимка, талантливо сыгранный специалистами по комбинированным съемкам.

  

Сонная лощина: Визуальные эффекты и атмосфера фильма

С самых первых дней кинематографа визуальные эффекты использовались для создания окружающего героев пространства. Достаточно вспомнить фильмы Джорджа Мельеса "Завоевание полюса" или "Полет на Луну", сыгранные в павильонных декорациях. Без визуальных эффектов не обходится ни один исторический, фантастический, военный и так далее фильм. "Пятый элемент", "Спасение рядового Райана", "Гладиатор", "Солярис", "Война и мир", "Аватар", "Титаник", перечислять можно до бесконечности. Во всех этих фильмах атмосфера и антураж созданы при непосредственном участии визуальных эффектов.

authorКОММЕНТАРИИ

Теги: кадр, ракурс, композиция кадра, динамическая композиция, крупность, монтаж, визуальные эффекты, спецэффекты, пространственная структура эффектов, законы визуальных эффектов, теория спецэффектов, психология, восприятие, эмоция, зритель, зрелище, персонаж

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ!
Хотите получать свежую информацию о новых статьях и быть в курсе запуска учебных занятий по программе моего авторского курса? Подписывайтесь на новостную рассылку!
E-mail:
FIND US ON FACEBOOK
ОПРОС

Интересны ли вам материалы сайта?

Да, мне это интересно
Не особо
Ничего нового

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика